Государство может вернуть лицензирование школ: что будет с рынком?

Office Life представляет серию материалов о негосударственном образовании. Партнер нашего спецпроекта — Lenovo и линейка ноутбуков ThinkBook.
Школы в Беларуси в основном государственные. Закрытие таким заведениям грозит редко, разве что по причине оптимизации. В целом же власти всегда заинтересованы сохранить школу, особенно в городе. Ведь это один из ключевых элементов социальной инфраструктуры. В частности, школьные стадионы по факту являются местами для тренировок всех желающих жителей района (если в данный момент там не идет урок физкультуры).
Более того, госшкола давно перестала быть просто учреждением образования. Еще в советское время она стала опорным пунктом идеологического воспитания. Октябрята, пионерия, комсомол... Все это существовало в первую очередь на базе школ. И любовь к дедушке Ленину прививали именно там. В конце концов именно в школе в большинстве случаев размещаются участки для голосования.
Потому в августе комиссии хотя и выявляют частенько различные недоработки и нарушения, однако школы не закрывают. Могут уволить директора или поставить ему на вид. Но закрыть школу — нет. Другое дело, если это частное заведение. Оно в лучшем случае просто занимается образованием, но гражданского воспитания ждать от этих ЧУО (частных учреждений образования) не стоит. А вдруг там воспитание ведут, но не в ту сторону? Что прикажете делать районному идеологу?
Помните, как у Жванецкого? «Согревающий компресс на это место и ванночки. Если не поможет, будем это место удалять». Закрыть, и дело с концом.
Но в Беларуси постепенно развивается средний класс, который сам готов организовать относительно бюджетную мини-школу для своей семьи и друзей. А кто-то готов платить немалые суммы более крупным частным учреждениям. Спрос на альтернативное образование давит на госсистему, которая не спешит меняться. Кстати, такая ситуация характерна не только для нашего общества, и люди по-разному пытаются менять закостеневшую систему.
Например, группа А-100, перевыполняя соцобязательства (это без всякой иронии), подарила государству образцовую школу с точки зрения материальной базы и принципов внутреннего обустройства (за один прозрачный кабинет директора можно снять шляпу). Возможно, это как-то поможет изменить систему изнутри.

И все же частное образование имеет куда большую роль. Оно легко на подъем в плане апробации нестандартных методик и часто не готово заниматься ритуальными мероприятиями ради показухи. Приватные школы чаще становятся площадками для рождения нового.
Это не говорит о том, что государственные школы нужно считать абсолютным злом, а частные — эталоном добра. Просто госсистема, как правило, играет роль страховочного тормоза, а частники — двигателя. В нужных дозах нужно и то и другое.
Однако февральские события показали, что во власти не хватает понимания данной истины. Для тех, кто не в курсе, напоминаем: министр образования Игорь Карпенко по различным причинам не всегда позитивно относится к приватным заведениям и репетиторам. Так вот в феврале этого года известного репетитора Евгения Ливянта пригласили на совещание в Совмин. Среди тем встречи значилось частное образование.
Ливянта попросили взять с собой еще кого-то из экспертов. Репетитор предложил известного специалиста из сферы частных школ.
На заседании, как ожидалось, речь должна была идти о возможном введении лицензий для частных школ. Ливянт и второй приглашенный спикер подготовили немало аргументов против. Один звучит примерно так: в приватном секторе учится меньше 1% детей, и лицензирование просто убьет эту небольшую отрасль.
Через некоторое время приглашение Ливянта вдруг отозвали. В итоге на февральском совещании присутствовал только второй спикер и озвучил позицию. Тогда ее услышали, и вопрос лицензирования был закрыт. Казалось бы, у государства есть другие заботы, намного важнее микроскопической отрасли частных школ...
Но один из источников OL сообщил, что еще весной Минобр обеспокоился ростом числа негосударственных школ. Когда мы делали их обзор в печатном выпуске Office Life № 3 (15) в 2019 году, то насчитали по всей стране 18 заведений. Сейчас, как сказали нам несколько игроков рынка, 18 частных школ только в Минске, а вместе с регионами — более двух десятков.
Одной из причин стали политическая обстановка и растущее недовольство госшколами части родителей. Частные образовательные центры и некоторые не всегда легализованные сообщества начали регистрироваться как школы. Для сегмента 1−8-й классы это относительно несложно. Повышенные требования предъявляются к сегменту 9−11-й классы, то есть к ступени, где выдаются аттестаты.
Бытует мнение, что раз нет аккредитации и после 8-го класса ученики должны продолжить «плавание на другом корабле», то команда не очень. Но это спорная тема. Родители не всегда берутся оценивать именно качество образования, и движет ими иная мотивация. Если честно, цифра в аттестате лишь отчасти показывает качество образовательного продукта. Настоящую оценку дает жизнь: как человек устроился в жизни, помогли ли ему полученные в школе навыки и знания, пришлось ли переучиваться. Бывает так, что люди просто ищут для ребенка более комфортную среду в психологическом плане.

К сожалению, вместо того чтобы работать с возражениями, государство как доминирующий игрок на рынке, который является одновременно и регулятором, начинает просто давить конкурентов. Как уже говорилось, власть снова загорелась идеей лицензирования школ. Благо Румас больше не премьер. Можно подойти с предложением к новому главе — Роману Головченко.
ThinkBook — превращаем идеи в результат!

Lenovo является ключевым партнером Microsoft в программе для образовательных учреждений — Shape the Future. Компания расширяет образовательное пространство при помощи передовых IT-технологий, доступных каждому. Частью этих технологий являются ноутбуки серии ThinkBook на базе мощных процессоров Intel Core 10-го поколения.
Ноутбуки ThinkBook идеально подходят для обучения ребенка как дома, так и во время занятий в школе. В тонком и легком ультрабуке вмещается множество полезных сервисов, благодаря которым ребенок станет продуктивным и вовлеченным в процесс обучения.
Линейка ThinkBook — это многофункциональный инструмент, который станет надежным партнером в бизнесе. Ноутбуки разработаны для современных и активных людей, которые открыты к новым свершениям. Компактный и мобильный ультрабук защитит от киберпреступников, легко подключается, бесперебойно работает. Вынослив, устойчив к проектам любой сложности, имеет антибликовый экран и может работать до 12 часов на одной зарядке.
ThinkBook легко впишется в вашу жизнь, где бы вы ни находились, чем бы вы ни занимались. Ноутбук создан для работы, но придуман для людей, которые выходят за рамки своих идей.
Несмотря на то что пока нет никакого указа или постановления, некоторым директорам частных школ чиновники напрямую сообщили, что есть проект некоего документа о лицензировании. Всем дадут год на то, чтобы подтянуться до соответствующих норм СанПИН, оборудовать школы медкабинетами, организовать питание по определенным стандартам... Список внушительный.
Для ряда школ просто нереально выполнить все эти требования за год, и некоторые небольшие школы подали на ликвидацию. Скорее всего, они превратятся в так называемые кооперации. Это, по сути, неформальные школы или классы, где дети прикреплены к легальной школе на обучение по индивидуальному плану и аттестуются по формальному месту учебы, а реально учатся в своем кружке.
То есть одним из последствий лицензирования сейчас может быть отбрасывание недавно легализовавшихся таких школ обратно в полулегальный статус.
Многие родители все равно будут выбирать то, что нравится семье, а не государству. И здесь мы видим ключевую проблему в диалоге общества и власти. Без регулирования жить невозможно. Однако любое министерство не может полностью решать за граждан, что именно отвечает их чаяниям. Будем наблюдать, как в итоге решится эта коллизия. Одним из выходов может быть не обязательное лицензирование, а многоступенчатая добровольная сертификация.
Достаточно привести в пример гостиничный бизнес. Один клиент доверяет системе рейтингов и останавливается, скажем, в пятизвездочном отеле. Другому важен конкретный набор услуг и удобств, а наличие звезд и сертификатов его вообще не волнует.
В завершение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что в государственных школах тоже бывают нарушения самых разных норм. Например, пожарных. Если там не хватает огнетушителя, директору частенько приходится просить денег у родителей или искать спонсора, потому что в одном районе госфинансирования хватает, а в другом — нет. Тем более что с этим сейчас все непросто. Финансирование — подушевое.
Теперь давайте представим, что какой-то частник очень постарался, нашел спонсоров и открыл школу, где абсолютно все требования соблюдены. Рядом находится госшкола, в которой есть нарушения. Оба заведения не закрывают. Но первое живет за счет частных средств, а второе — за счет бюджета. Вас ничего не смущает?..
P.S. Недавно в публичной базе Национального центра правовой информации появился проект закона «О лицензировании». Это тот самый документ, который анонсировали еще в прошлом году. Пока там упомянуты вузы и колледжи. Но никто не мешает властям внести этот пункт при подготовке ко второму чтению. К тому же обещается и проект Кодекса об образовании. Мы будет следить за развитием ситуации.
Читайте также