«Отношения с бизнесом, как у отца с ребенком». Что говорил Олег Хусаенов 15 лет назад

С чего началась личная бизнес-история
Мама давала по 15 копеек на мороженое. Бабушка, когда приезжала в гости, — по рублю. Каждый год накапливал к лету 10 рублей. Увы, тратил я их бездарно — на коллекционные машинки. Зато каким увлекательным был процесс накопления капитала!
Выход на Россию: там стреляют, не было ли страшно?
Мы с самого начала присутствовали в России: холдинг «Атлант М» вместе с белорусами создавали россияне. К экстремальным условиям мы относились хладнокровно. Хотя были и угрозы, и шантаж. Но страха не было. Тем более что работа в жестких административных рамках белорусского рынка закаляет. Это как профессиональная пересадка растений: сначала их прививают на холод, на жару, затем пересаживают — и они не болеют.
Почему белорусский бизнес обычно скромно умалчивает о своих успехах
Инстинкт самосохранения. В Беларуси очень много проверяющих органов. Я понимаю их сотрудников, будь я проверяющим, я бы действовал, как они: игнорировал бы мелкую рыбешку и занимался крупными структурами. Года два назад мы довольно много рекламировались. Но когда количество проверок достигло двух в неделю, директора наших автоцентров взмолились и потребовали от меня сворачивания рекламной кампании.
Как сделать карьеру в крупной компании
Мы с самого начала говорим каждому: кто хочет сделать карьеру, должен жить на чемоданах. Выйдете на пенсию — возвращайтесь в Минск. Так сказать, в свое родовое гнездо. А работать нужно там, где быстрее растешь.

25 подразделений с 25 руководителями: как избежать конфликтов?
Это же не пауки в банке. Я бы привел аналогию с флотилией из 25 кораблей. Каждый руководитель самостоятельно командует одним кораблем. Конфликты возможны, когда курсы кораблей пересекаются и кто-то не уступает дорогу. При грамотном планировании на уровне руководства холдинга этого легко избежать.
Почему великие менеджеры не становятся великими политиками
Потому что это разные вещи и разные профессии. Впрочем, в России достаточно примеров, когда успешный бизнесмен становится политиком. Иногда меня спрашивают: ты как менеджер смог бы успешно управлять областью, регионом? Я отвечаю: почему бы и нет, ведь это не столько политическая, сколько хозяйственная задача. Любую область можно рассматривать как бизнес-единицу со своими ресурсами, требующими эффективной отдачи. А это уже прерогатива менеджера.
Когда руководителю можно и нужно отойти от дел
Отдаю себе отчет, что это когда-нибудь произойдет. Но не сейчас: если бы был составлен рейтинг Fortune 200 российских непубличных компаний, мы бы пока заняли в нем только 60-е место. Есть куда расти. Однако мне не хотелось бы оказаться в роли господина Амьели, создателя Fiat. Он до последнего дня не выпускал из рук бразды правления — в итоге после него эта великая компания пришла в такой упадок, что, думаю, только переход к новым собственникам поможет ей подняться с колен. Отношения с бизнесом, который ты породил, должны быть, как у отца с ребенком: как только ребенок становится умнее и сильнее тебя, нужно уходить. Кроме того, вспомните Маугли и Акелу, который промахнулся. Ведь любая бизнес-команда внимательно следит за шефом: три ошибки подряд — и твой авторитет безвозвратно потерян.