Создание «хороших» рабочих мест: почему пришло время реорганизовать производство
COVID-19 усугубил глубокие разломы в мировой экономике, обнажив различия и неравенство в нашей жизни. На фоне пандемии усилились голоса призывающих к быстрому реформированию. И если даже в Давосе прозвучали призывы к «глобальному уходу от капитализма», можно быть уверенным, что перемены не за горами.
Приведем несколько общих трендов, которые стали формировать общемировую политическую повестку:
Для подготовки рабочей силы к новым технологиям правительства должны усилить образовательные и тренинговые программы и интегрировать их с запросами трудового рынка.
Социальная защита и социальное страхование должны быть улучшены, особенно для частично занятых и работающих в нестандартных условиях.
В широком смысле снижение переговорной силы работников вызывает необходимость в новых формах социального диалога и сотрудничества между работодателями и наемными сотрудниками.
Проблему неравенства доходов решит более прогрессивное налогообложение.
Антимонопольное регулирование будет усилено — для обеспечения большей конкуренции, особенно там, где связаны социальные сети и новые технологии.
Экологические проблемы и изменение климата должны учитываться в первую очередь. И государства сыграют более значимую роль в развитии новых цифровых и «зеленых» технологий.
Взятые вместе, эти реформы изменили бы работу нашей экономики. Но они не смогут фундаментально поменять суть того, как должен работать рынок; так же как и не предопределят уход от экономической политики. Но они смогут другое, более важное — вызвать процесс реорганизации производства.
Почему так важно реорганизовать производство
Острые проблемы — бедность, неравенство, отсутствие изоляции и незащищенность — имеют много причин своего существования. Но все они основываются и циркулируют в ходе ежедневного процесса производства, становясь следствием принятия решений компаний о найме, инвестициях и инновациях.
Говоря экономическим языком, эти решения вызываются внешними факторами: их последствия влияют на жизнь других людей, компании и экономику в целом. Эти внешние факторы могут быть позитивными, если задуматься о всех признанных исследованиях (которые стали платформой для налогового кредитования и других субсидий). Очевидно, что негативные внешние факторы — это воздействие парниковых газов на окружающую среду и климат.
Такие посылки также включают в себя то, что мы называем внешним фактором «хорошей работы». Она должна быть постоянной, стабильно и хорошо оплачиваться для поддержания разумного уровня жизни, с возможностью откладывать сбережения, с обеспечением безопасных рабочих условий и возможностью для карьерного роста. Компании, которые генерируют это, способствуют жизнеспособности своего сообщества.
Наоборот, нехватка подобных «хороших» рабочих мест несет высокие социальные и политические риски: разрушенные семьи, насилие, криминал, утрата доверия к правительству, политике и институтам — и отсюда популизм оппозиционных мнений и национализма.
Есть и явная экономическая неэффективность — продуктивные технологии не распространяются, оставаясь внутри нескольких компаний, что приводит к анемичному застою в заработных платах.
Решения компаний о найме, о количестве принятых на работу и установлении определенного уровня заработной платы, а также об организации их деятельности в компании не влияет лишь на конечный результат. Когда предприятие решает автоматизировать производственную линию или перевести на аутсорсинг часть производства в другую страну, местное общество страдает от долгосрочного ущерба, который не компенсируется их менеджерами или акционерами.
Устоялось мнение о том, что в традиционной модели развитого государства «хорошие» рабочие места среднего класса будут доступны для всех с адекватными навыками. С этой точки зрения подходящей стратегией является та, которая сочетает в себе расходы на образование и обучение, прогрессивную систему налогообложения и трансфертов и социальное страхование от таких специфических рисков, как безработица, болезни и инвалидность.
Но экономическая нестабильность и неравенство сегодня являются структурными проблемами. Тенденции в технологиях и глобализации разрывают распределение занятости. В результате появляется больше «плохих» рабочих мест, которые не обеспечивают стабильность, достаточную оплату труда и карьерный рост, а также поддерживают постоянную депрессию на рынках труда за пределами крупных столичных центров.
Решение этих проблем требует другой стратегии, которая напрямую занимается созданием «хороших» рабочих мест. Компании должны нести ответственность за те экономические и социальные последствия, которые вызывают. И производственный сектор должен быть в центре новой стратегии.
Говоря прямо, мы должны изменить то, что мы производим, и как мы производим, и кто имеет право голоса в этих решениях. Это требует не только новых политик, но и реконфигурации существующих.
Как создавать «хорошие» рабочие места
Активная политика на рынке труда, направленная на повышение квалификации и возможности трудоустройства, должна быть расширена до партнерских отношений с компаниями и нацелена на создание «хороших» рабочих мест. Промышленная и региональная политика, которая в настоящее время сосредоточена на налоговых льготах и инвестиционных субсидиях, должна быть заменена индивидуальными бизнес-услугами и удобствами, чтобы облегчить максимальное создание рабочих мест.
Необходимо перестроить национальные инновационные системы, чтобы ориентировать инвестиции в новые технологии в более благоприятном для занятости направлении. А политика по борьбе с изменением климата, такая как «Европейское зеленое соглашение», должна быть прямо связана с созданием рабочих мест в отстающих сообществах.
Новый экономический порядок потребует четких отношений между компаниями и государственными органами. Для процветания фирмам нужна надежная и квалифицированная рабочая сила, хорошая инфраструктура, экосистема поставщиков и сотрудников, легкий доступ к технологиям и разумный режим контрактов и прав собственности. Большинство из них предоставляются посредством публичных и коллективных действий, что является стороной сделки правительства.
В свою очередь правительства нуждаются в компаниях для усвоения этих внешних факторов. И фирмы должны выполнять свою часть сделки — не в рамках корпоративной социальной ответственности, а в рамках четкой нормативно-правовой базы и системы управления.
Прежде всего новая стратегия должна отказаться от традиционного разделения между политикой роста и социальной политикой. Ускоренный экономический рост требует распространения новых технологий и производственных возможностей среди небольших фирм и более широких слоев рабочей силы, а не для ограничения их использования узкой элитой. А лучшие перспективы трудоустройства снижают неравенство и экономическую нестабильность более эффективно, чем только перераспределение бюджетных средств. Проще говоря, рост и социальные повестки дня — это одно и то же.
Перевод с английского языка. Авторы: профессоры Гарвардского университета Дэни Родрик и Стефани Станчева.
Фото: flickr.com / Joe Brusky