«Держим пальцы крестиком, затаив дыхание». Один день с соучредителем сети GARAGE Олегом Паречиным
Office Life продолжает рубрику «Один день с...», и наш второй гость — соучредитель сети GARAGE Олег Паречин.
В ноябре GARAGE отметит 11-летие. В сети 15 заведений в 4 городах Беларуси, из них 12 — в Минске. В штате компании около 800 человек, Олег отвечает за развитие и стратегию.
Мы поговорили с Олегом про его обычный день и узнали, что изменилось за последние три месяца в его расписании, работе и отдыхе. А также попросили дать прогноз: когда же это все закончится и станет как раньше? (Спойлер: не раньше осени.)

6:00−6:30. Просыпаюсь и, пока все спят, полчаса читаю — не каждый день, раза 3−4 в неделю. В основном бизнес-литературу, все прочитанные книги вношу в список (в среднем получается 20−30 книг за год). Из последних:
- Сидни Финкельштейн «Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций»;
- Боб Фелпс «Умные бизнес-показатели»;
- Владислав Дорофеев «Принцип Абрамовича»;
- Александр Дианин-Хавард «Нравственное лидерство»;
- Тони Бьюзен «Учебник быстрого чтения» — помогает читать больше.
А недавно прочел книгу по детской психологии «Еврейские дети любят свою маму» — очень рекомендую!
Могу почитать книги на английском. Последние:
О семье. Супруга Анна по образованию экономист-международник, вместе со мной училась в нархозе и какое-то время работала в компании бухгалтером. С рождения первого ребенка занимается детьми и периодически сожалеет, что не сделала карьеру. Но я считаю, что у нее более важная миссия — управлять самыми большими инвестициями в нашей жизни. (Улыбается.)

Младший сын, Игорь, окончил первый класс, ему 7 лет. В начале марта у него была пневмония в легкой форме, после болезни он остался на домашнем обучении.
Второй сын, Никита, окончил шестой класс, занимается водным поло. Две недели назад их класс отправили на карантин. Ему как контакту первого уровня делали анализ, результат был отрицательный.
Дочка Арина окончила девятый класс, готовится к экзаменам. Дополнительно учит немецкий и китайский. В современном мире знание английского — это база.
7:30. Просыпаются дети, я или супруга готовим им завтрак — обычно это полезная каша (чаще всего овсяная, иногда манка, гречка, перловка, кукурузная, пшенка...). С рождением детей я стал приверженцем здорового завтрака, и сейчас без каши сложно представить наше утро. Микроволновку из дома мы убрали лет 10 назад, хотя исследователи не пришли к единому мнению, вредна ли она.
Если Никите нужно на тренировку по водному поло к 8 утра в Дом гребли, то подъем у нас раньше — где-то в 6:50. Обычно я завожу его по дороге на работу.

8:30. Приезжаю в офис на Кальварийской. Мы принудительно не отправляли всех на «удаленку»: самоизолировались только те, кто сам захотел. Из 30 сотрудников в офисе ежедневно 60-70%, при малейших признаках недомогания просим работать дома. На самом деле все процессы и задачи у нас в «Битрикс24», при желании мы давно могли перейти на дистанционную работу. Если нужно провести удаленное совещание, используем ZOOM, к тому же это экономит время на дорогу.
Обычно я работаю не в офисе, а в нашем кафе рядом. У нас 11 кафе в Минске, скоро после реконструкции откроется еще одно. В регионах по одному кафе в Витебске и Гродно, два — в Гомеле. Раз в три месяца выезжаю во все города, то есть за квартал объезжаю все точки. На прошлой неделе был в Гродно, в апреле — в Гомеле.
За время кризиса закрыли только одно кафе GARAGE в Минске — в ТЦ «Столица», оно работало там с 2014 года. За это время успело полностью окупиться и принести достаточно прибыли. В этой локации поток посетителей снижался плавно на протяжении последних трех лет, но кафе продолжало работать в плюс. В феврале мы увидели почти нулевой результат, а в марте зафиксировали первый минус. И сразу приняли решение о закрытии. Перспективы этого торгового центра довольно туманны. К тому же там высокая стоимость аренды и эксплуатации. Нам навстречу собственник не пошел и ставку снизить не захотел.
До апреля во всей сети у нас работало около 800 человек. Сколько сейчас — не могу сказать точно, так как этот показатель пока не отслеживаем. Мы ежедневно работаем с человеко-часами, и в последнее время удалось сократить этот показатель в 2 раза. Кто-то взял отпуск за свой счет, кто-то ушел на самоизоляцию. Особенно это чувствовалось в Витебске, когда в городе начали обрабатывать улицы чем-то похожим на дезсредство. (Улыбается.) Кто-то перешел на другое место работы. Сегодня ситуация выглядит иначе: люди устали бояться, многие возвращаются на свои рабочие места и к привычному отдыху.
Об аренде. За все новые помещения мы платим фиксированную ставку за метр плюс процент с оборота. При такой системе собственник помещения заинтересован, чтобы наш поток рос.
Конечно, мы обращались к арендодателям с просьбами о снижении арендной платы. Самая большая скидка: нам позволили заплатить за аренду €1 в месяц за все помещение, платили только за эксплуатацию. По другим кафе договорились о скидке в 30-50%, по условиям аренды постоянно ведем переговоры в зависимости от ситуации.
Спад в апреле по сравнению с январем составил 55-60% в среднем по сети (знаю, что KFC и «Макдональдс» упали на 45-50%), средний чек снизился с 27 до 23 рублей.
У нас три направления, и вот какая ситуация по ним:
- доставка. Ее доля в общей структуре заказов значительно выросла, количество заказов также выросло, но средний чек упал. В итоге оборот остался на прежнем уровне или немного вырос;
- с собой. Это направление осталось практически без изменения;
- зал. Поток посетителей в залах сильно снизился, это направление просело больше остальных.
С приходом коронавируса в Витебске администрация города для всех кафе ввела специальный режим работы: с 10:00 до 15:00, потом до 16:00 — технологический перерыв и в 19:00 — закрываться. Когда ввели такой график, мы были вынуждены вообще закрыть зал и работать только на доставку и с собой. Технологический перерыв с 15:00 до 16:00 действует до сих пор, и по всей стране это тоже рекомендовано. Режим пока держим до 19:00, но в ближайшее время будем увеличивать.
Поставщики. Большая часть договоров у нас с отсрочкой платежа, платим с оборота. А с 10 марта по 5 апреля поток денег сократился в 2,5 раза. При этом квартальные налоги никто не отменял. Они нам дались очень непросто: побыли на картотеке, вынуждены были продать часть активов для их погашения. Оплату поставщикам задерживаем до сих пор, с кем-то из-за этого обострились отношения. База поставщиков у нас большая — несколько сотен компаний. У нас свыше 300 наименований продуктов, по каждому как минимум 2 поставщика. Это время — хорошая проверка на прочность взаимоотношений. Сразу становится понятно, с кем можно смело продолжать работать, а с кем лучше расстаться. Мы очень благодарны и ценим тех, кто подставил плечо и помог нам в этой сложной ситуации.
Меню. По каждому городу анализируем продажи и корректируем меню. Например, в Витебске в кафе снизили ассортимент горячих блюд и совсем убрали суши. В меню сейчас преобладает пицца.
Мы нацелены на здоровую еду, стараемся обрабатывать продукты наименее вредными способами, поэтому в новой технологии убрали фритюрницу. Отказаться от микроволновок пока не получается: не можем найти решение, чтобы исключить их полностью из процесса приготовления (хотя и есть такая мечта в будущем).
Безопасность. Во всех кафе гости могут воспользоваться одноразовыми приборами, которые находятся на каждом столике. Сотрудники обязательно носят маски и перчатки, антисептик — в каждом туалете.
11:00–12:00. Встречи один на один или один на два тоже провожу в кафе (хотя в последнее время стараюсь все больше вопросов решать удаленно, по телефону). Для более массовых собраний все же удобнее офис, но приходится часто использовать ZOOM.

14:00–19:00. Ежедневно стараюсь посетить как минимум одно из наших заведений по Минску. Там провожу встречи, обедаю, дегустирую новые блюда. Моя офисная жизнь практически полностью проходит в кафе.
19:00. Время для спорта, я занимаюсь им всю жизнь. С первого по восьмой класс плавал — кандидат в мастера спорта. Далее увлекся баскетболом, играл в старших классах и за нархоз. После — 5 лет в американский футбол. Затем — в хоккей, личным примером пытался приобщить к нему Никиту. Сын «завязал» через 3 месяца, а я задержался на 3 года. После хоккея 4 года играл в пляжный волейбол. В последние годы стали обостряться ранее полученные травмы, появились ограничения по плечу и колену, поэтому вынужден был закончить с волейболом. Сейчас посещаю клуб триатлетов 4 раза в неделю по 2 часа: снова вернулся в плавание плюс 2 раза в неделю тренажерный зал, также бегаю по 5-9 километров по воскресеньям с супругой.

Многие в клубе готовятся к Ironman: это плавание 3,8 километра, 180 километров велосипеда и 42 — бега. Пока не понимаю, зачем эта дистанция так нужна людям — что-то доказать себе? Обычно лет до 32 мужчины считают себя бессмертными, позже приходит своеобразное переосмысление. Как раз в этом возрасте я порвал ахилл во время игры в американский футбол — бежал и резко остановился. Может, слабо разогрелся, может, накопились микротравмы, может, что-то еще... Появилась «форточка» в спортивной жизни, чтобы взглянуть на все под другим углом. Пришло понимание, что раньше синяки заживали совсем с другой скоростью!
21:30–22:00. Возвращаюсь домой. Если повезло — увидел детей, но обычно супруга старается укладывать младшего до 22:00, а средний после водного поло вырубается сам. (Улыбается.) Все вопросы по урокам и воспитанию детей решает жена, меня подключают в особо сложных ситуациях. Хотя, бывает, и спорим, как правильно воспитывать: не чрезмерная ли опека, как воспитывать в детях самостоятельность, что хорошо и что плохо...
Чаще еду готовит супруга или заказывает в кафе в формате «с собой». Раньше ужины готовились на всю семью, но периодически возникал вопрос ко мне: «Я приготовила, а ты не ешь! Почему?» А куда есть на ночь, да еще после тренировки? Стараюсь придерживаться ЗОЖ и максимум, что ем вечером, это творог, белковый коктейль или яблоко с чаем. Поэтому жена готовит ужин в основном для детей.
22:00-22:30. Стараемся хотя бы полчаса пообщаться с супругой, обсудить прошедший день.

23:00–0:00. Подготовка ко сну и сон, могу полчаса почитать. Телевизор мы убрали из дома лет 7 назад — у детей есть планшеты, дома фильмы почти не смотрим.
В выходные чаще всего выезжаем в загородный дом в 30 километрах в направлении Мяделя, по вечерам можем устроить совместный просмотр фильма. Иногда остаемся в городе, у меня и детей спортивные тренировки до вечера или встречи. Если погода хорошая, можем покататься с семьей на велосипедах, погулять в парке.
Летом стараемся жить за городом — по времени это плюс 20 минут к дороге на работу. Зимой постоянно жить тут проблематично из-за детских кружков и школы. До карантина жена с детьми 2-3 раза в год выезжала на отдых за границу. Я 1-3 раза в месяц ездил по работе на встречи с партнерами в Литву, Германию, на выставки и конференции в Италию. Последние 3 месяца нахожусь в Беларуси. Неделю назад к нам приезжали немецкие партнеры, на въезде с них взяли подписку о самоизоляции.
Что поменялось и что ждать в будущем

Все, что ни делается, к лучшему! Март и особенно апрель были у нас очень продуктивными в плане изменений — в прежних условиях мы бы делали такой объем работы минимум полгода. Мы на славу потрудились над затратами, управлением производительностью и человеко-часами в кафе. До этого было сложно убедить людей попробовать новые инструменты, начать их использовать и дать по ним обратную связь. Сейчас не нужно никого просить дважды — люди ценят свое рабочее место и всеми силами готовы помогать компании держаться на плаву. И у нас пока это получается, за что огромное спасибо команде, все большие молодцы! Если бы мы всегда работали так же эффективно, как в этом апреле, росли бы с совсем другой скоростью.
Минусы ситуации — излишняя напряженность и уровень стресса, необходимость передоговариваться с партнерами и арендодателями. В апреле по всей сети мы зафиксировали убыток, в мае уже наблюдали рост к апрелю — плюс 14%. Прогнозируем, что по итогам мая сработаем в ноль по группе компаний.
Наш базовый сценарий: до осени работать на уровне мая и по возможности сокращать затраты. Наибольший рост (плюс 20-30% к обороту) могут показать те кафе, в которых есть открытые террасы, но у нас таких немного. Высокий сезон для нас — ноябрь-декабрь и март, тогда и рассчитываем на рост. Но понимаем, что многие люди оказались без работы, доходы населения существенно снизились, и это явно повлияет на наш результат.