После пандемии. Дефолты, цифровой юань, персональныe деньги банков. Где здесь Беларусь?
Мировая финансовая система, основанная на долларе и давно оторванная от реальных активов, может не пережить коронакризис. Впервые вопрос о том, что на смену привычным (основанным на кредите) деньгам и банковской системе должно прийти нечто новое, был поднят в 2008 году, когда грянувший в США финансовый кризис перекинулся на всю планету. Технологическим и идеологическим ответом на него стали криптовалюты: Bitcoin, напомню, появился в начале 2009-го.
За прошедшие 20 лет «крипта» стала мощным финансовым институтом, но так и не превратилась в замену фиатных денег — тот кризис оказался недостаточно сильным, чтобы пошатнуть устои, а правительства быстро озаботились спасением банков и финансовых компаний.
Опять этот проклятый долг…
Теперь все иначе: нынешний кризис имеет не финансовую природу, зато мировой экономический пожар страны заливают как раз огромной денежной массой. Государственный долг Соединенных Штатов достиг отметки $24,1 трлн — максимального уровня за всю историю наблюдений. Такие данные приводит Министерство финансов США. С января по апрель показатель вырос почти на $1 трлн. Более того, уже до конца 2020 года значение может превысить отметку $25 трлн.
И печатный станок не останавливается: по разным оценкам, чтобы смягчить последствия коронакризиса, в американскую экономику вольют от $3 трлн до $6 трлн. Естественно, разгоняя инфляцию и еще ниже опуская покупательную способность доллара. Которая за последние 100 лет и так уже стала ниже всех приличий.

Вариантов выхода из ситуации всего два: либо остановка платежей по кредитам (частичный дефолт), либо увольнение сотрудников и сокращение объемов. Результат — падение выручки, снижение капитализации, остановка платежей по кредитам, дефолт… Замкнутый круг получается. Это для частных компаний. С госдолгом все намного сложнее. По оценкам Международного валютного фонда, ВВП США упадет к концу текущего года на 5,9%, впереди — мощный квартальный обвал (по оценкам JP Morgan — до 40%).
Существует один-единственный способ погашения принципиально непогашаемых государственных долгов — отказ от своих обязательств (дефолт). В исторической практике для списания долгов такого уровня государства всегда использовали войну как способ пересмотра всех взаимных обязательств (перезагрузка или реструктуризация мировой экономики).
«Нам стоит начать беспокоиться. Мы говорим о таком уровне долга, аналогов которому вообще не было в современной истории. Мы определенно приближаемся к точке невозврата», — утверждает профессор экономики Принстонского университета Атиф Миан.
Американские банки уже требуют от граждан гасить студенческие кредиты и долги по кредитным картам. ФРС США понизила ключевую ставку до нуля и добавила в свой портфель $2 трлн — такую сумму добавляли в течение 4 лет после Великой депрессии.
«Ставки сейчас настолько низкие, что занимать деньги очень дешево. В будущем мы ликвидируем дефицит, а сейчас не время переживать об этом», — заявил глава Минфина США Стивен Мнучин.
США действительно не стоит сильно переживать из-за своего долга, пока доллар является мировой валютой. Американский долг почитается всеми странами как самый надежный актив в мире. Такая конструкция позволяет главному мировому должнику выступать в роли главного мирового инвестора. Переживать США придется, если Китай, Россия и Индия введут свою систему взаиморасчетов.
Еще пару месяцев назад я оценивал вероятность этого как очень низкую. Китай и Индия — заклятые геополитические враги, две самые густонаселенные страны мира, обреченные на существование и конкуренцию в непосредственной близости друг от друга. Ну а
Но теперь, когда США с союзниками готовятся «повесить» на Китай вину в пандемии COVID-19 и примерно наказать (читай, поставить на грань разорения), Поднебесная вполне может предложить валютный союз России и Индии с целью отказаться от доллара. Вот тогда вопрос дефолта США и войны (перезагрузки мировой экономики) встанет на повестке дня в полный рост. По сути, НАТО сегодня — единственное полноценное обеспечение доллара как мировой валюты. И не только доллара: европейцы сейчас не отстают в разработке технологий цифровых валют.
Беларуси в этой ситуации нужно выработать для себя две стратегии: на микро- и макроуровне. На микроуровне нашим гражданам стоило бы начать отказываться от доллара как средства сбережения. Потому что американцы до конца этого года напечатают еще несколько триллионов долларов, так что на одну зеленую бумажку можно будет купить куда меньше материальных благ, чем сейчас.
Во что тогда вкладывать деньги в Беларуси? Тот, кто скажет, что знает точный ответ на этот вопрос, соврет. Единственный беспроигрышный вариант — вкладывать в себя и свою семью. В образование, здоровье, жилье
А на макроуровне Беларуси стоило бы хорошо подумать, к какому из валютно-геополитических блоков примкнуть. Я бы делал ставку на Европу, хотя в обществе пока все-таки доминирует стремление в другую сторону. Но это уже личный цивилизационный выбор каждого. Если вы хотите использовать для платежей юань — будьте готовы учить китайский язык. Лично я предпочитаю евро.
Криптовалютный соблазн и правительственный ответ: CBDC
Вот только само понятие мировой валюты скоро изменится. Правительства слишком быстро привыкают массово печатать деньги, стараясь справиться с экономическим кризисом.

Очень многие приверженцы криптовалют считают, что политика количественного смягчения в сочетании с падением фондовых рынков и цен на нефть поспособствует росту цены биткоина и других криптоактивов. Золото уже имеет свою историю и установит в этом году новые исторические максимумы. Но золото нетехнологично для использования в качестве денег, особенно в современном мире, где востребованы быстрые транзакции. Так что тут — если доллар не в цене — актуален становится тот же биткоин, либо криптовалютные токены, привязанные к золоту, — так называемые золотые стейблкоины.
У Китая, как водится, свой взгляд на вещи — там уже тестируют, готовя к запуску, цифровой юань. Он позволит поставить всех граждан на небывалый жесткий учет: только представьте, что государство в лице центробанка в реальном времени в курсе вообще всех ваших доходов и расходов. Пока нас от этого спасают наличные деньги, а в демократических странах — еще и законы о банковской тайне. Но это пока…
Есть еще один важный момент. Сейчас страны по всему миру возводят экономические барьеры, чтобы воспрепятствовать Китаю скупать стратегически важные активы, которые значительно потеряли свою стоимость во время пандемии COVID-19. Правительства США, Европы, Индии и Австралии предупреждают о необходимости сохранить контроль над ключевыми отраслями промышленности, чтобы не попасть в еще большую зависимость от Китая.
Хороший и самый радикальный способ обезопасить себя — внедрить новые деньги и все расчеты вести в них. И вот тут из тумана показывается здание новой финансовой системы.
В последние несколько лет по всему миру идет подготовка к принятию электронных валют центробанков, так называемых CBDC (central bank digital currency). Европейские банки давно и серьезно изучают этот вариант, отпихиваясь от конкурентов типа Libra от Facebook. Теперь и в США на законодательном уровне рассматривается введение цифрового доллара.
Однако реформа может шагнуть еще дальше, в сторону «частных денег», описанных Фридрихом фон Хайеком еще в 1972 году.
Теоретическая основа заложена великим экономистом, технологическая — появилась с созданием блокчейна. Революционным этапом преобразования мировых финансов могут стать персональныe деньги, выпускаемые каждым желающим, или деньги корпоративные, деньги отдельных банков и т. д.
Появление множества частных валют позволит создать очень сложную, но и очень гибкую, устойчивую финансовую систему совершенно нового типа. Однако и государство не останется без дела. Чтобы контролировать экономику, ему не нужно будет печатать собственные — фиатные — деньги.
Eсли каждый будет выпускать свои деньги, то их необходимо будет как-то переводить в дрyгие частные деньги. В таких операциях обмена/конверсии и переводов будут участвовать многочисленные банки и фонды, так как постоянного курса для миллионов валют не будет и принципиально не может быть. Все такие обмены валют будут производится… через CBDC, которые дальше банков выходить не будут. A в обращении будут находиться только частные валюты.
Такой вариант устроит и государственные институты, и финансовую индустрию, потому что контроль над реальной валютой (CBDC) остается у них. А значит, сохранится влияние на курс между частными валютами — все останется в прежних руках, но под лозунгами свободы Личности. Для банков вариант частных валют в этом смысле идеален.
Все это выглядит сейчас слишком футуристично. Но разве люди могли еще полгода назад предположить, к каким глобальным сдвигам и как быстро приведет пандемия коронавируса?