Повлиял ли коронавирус на систему образования Беларуси? Интервью с Евгением Ливянтом
— Евгений Борисович, коронавирус устроил нашей системе образования стресс-тест. Она его выдержала?
— Я против того, чтобы давать такие оценки. В них есть что-то от излишнего пафоса. Никто в мире не был готов к тому, что произошло. Все познается в сравнении. Мы говорим о нашей системе образования. А может быть, есть какая-то другая система, которая выдержала? И что значит «выдержала»?
Думаю, что наша система не была готова. Никто не был готов, но у нас есть особенности. Наша система образования пребывает в состоянии кризиса, который нарастает уже много лет. И ситуация с коронавирусом показала то, что и так знают все, кто работает в системе. Это не было для нас секретом. А тот, кто этого не знал или делал вид, что не знал, увидел, что наша система образования плохо управляется, плохо все организовано. Например, по некоторым подсчетам, сотни миллионов долларов были выделены за последние лет десять на проект «Электронная школа», и эти деньги потрачены бессмысленно. Из того, что показывали на выставках, на каких-то других показушных мероприятиях, сегодня ничего не работает, ничего не пригодилось. Мы это и так знали. Теперь, наверное, это видно и остальным.
— Вы говорили сейчас о деньгах. Похожие вещи можно было услышать и в другие исторические периоды. В конце 1960-х критиковалась, например, система образования США: денег тратили много, а выхлопа ноль. Может быть, есть примеры в других странах, где результат есть и деньги расходуются более эффективно? На какие примеры стоит обратить внимание?
— Я не большой знаток того, как это устроено в других странах. Но знаю, что переход на дистанционную форму обучения гораздо менее болезненно прошел в прибалтийских странах. Я видел, как это все там работало уже лет восемь назад. Мои ученики, которые учатся в польских вузах, вернулись домой и продолжают каждый день дистанционно учиться. Не идеально, но все это функционирует, а у нас какой-то хаос. Многие учителя на своем энтузиазме, на какой-то своей мессианской идее учить находят решения. Централизованных решений по всей стране или в масштабах городов нет. Может быть, где-то уже есть на уровне школ, благодаря тому что там сильные директора. По крайней мере некоторые мои ученики рассказывают, что дистанционные занятия у них вовсю идут.
— Правильно ли было продлевать каникулы и стоило ли вообще переходить на «дистанционку»?
— У меня нет ответа на этот вопрос, да и в мире это решают по-разному. Например, в Швеции занятия в школах не прекратились. Правильно ли это? Время покажет. Наше поколение с таким еще не сталкивалось. Даже несколько поколений. Сказать сложно, как поступить правильно...
Надо ли было переходить на дистанционное? У всех разная ситуация: разная мотивация учеников, разная экономическая ситуация у родителей, они живут в разных городах и деревнях. Хоть у нас и не большая страна, разнообразия хватает. Не думаю, что существует универсальный рецепт. Как поступить с маленькими детьми? Оставить их дома и не пойти на работу? Казалось бы, да. Но запас материальной прочности у всех родителей разный, и потерять работу страшно, нечем будет кормить детей.
Фейсбучная публика, как правило, в среднем более-менее состоятельна, и запас прочности у нее есть. Но есть огромное количество людей, у которых этого запаса нет. Так во всем мире. Материальное расслоение существует везде. Когда начинаем говорить, что все мы должны поступить так-то... Нет. У одних есть возможность работать удаленно. У других есть деньги. Но это же не все.
Вообще, это решение — выбор между очень плохим, трагическим, страшным и ужасным. Главное, что я не знаю: что из вариантов очень плохое, что трагическое, что ужасное. Проще говоря, это выбор из двух зол, когда не знаешь, какое из них злее. Мы это узнаем позже.
— Если абстрагироваться от эпидемии, то вообще нужна ли «дистанционка» для школ? Если нет, почему? Если да, в каком виде?
— Мы (частная школа и образовательный центр «100 баллов». — Прим. Office Life) перешли на «дистанционку» несколько недель назад... Конечно, очные задания гораздо более эффективные, чем дистанционные. Дай бог, вернется то время, когда опять можно будет проводить очные занятия. Но мы все равно оставим у себя и дистанционные. Это как дополнение. Отличное дополнение к учебному процессу. Если ученик заболел или по какой-то другой причине не смог прийти, у нас появляется новая возможность включить ученика в учебный процесс. Сейчас нарабатывается опыт, как это делать лучше.
Вероятно, появится и возможность работать с учениками, которые находятся в других городах. Надеюсь, им это будет интересно и полезно. У нас появится новый опыт работы.
Образование — это не говорящая голова. Это очень важно понимать, когда речь идет о школьном образовании. У нас есть очень много голов, хорошо говорящих. Но почему-то у них почти никто не учится. Образование — это постоянная обратная связь. Ты объяснил, и надо понять, как ученик разобрался. Ученик что-то решает, присылает преподавателю, тот исправляет ошибки, объясняет, почему это неправильно. Это постоянный двусторонний обмен информацией, а не транслирование информации преподавателем ученику.
— Евгений Борисович, а почему сейчас многие, даже в вузах, действительно просто выдают материал? Хотя человек мог бы сам его почитать, а на очной встрече задать уже какие-то вопросы.
— Почему так происходит? Потому, что не было такой потребности. Знаете, как многие автомеханики говорят? Пока машина едет, не надо лезть в двигатель. Этот подход вполне логичен. Если какая-то система не идеально, но реально работает, зачем в нее лезть? Вдруг сломается.
Нынешняя ситуация показала, что при подключении дистанционных механизмов процесс можно улучшить. Кризис — время возможностей. Я раньше очень скептически относился к дистанционному образованию. Я говорил: «Чушь!» Как наладить обратную связь? Но сейчас, когда мы дистанционно работаем, ученик решает и присылает мне фото решений. Я их проверяю, и начинается коммуникация. Давай вот это повторим, вот это исправим... У каждого своя история. Так же происходит в высшем образовании. Дистанционное образование в будущем, как я понимаю, станет отличным дополнением к существующим типам образования. Может быть, иногда будет и самодостаточным. Но все равно очное образование останется более дорогим, более качественным. С другой стороны, для людей появится возможность получить дешевле какой-то неплохой продукт, пусть и дистанционно.
Повторюсь, что дистанционное образование должно подразумевать налаживание коммуникации между преподавателем и учеником, чтобы последний все время получал обратную связь, а первый его направлял. Это абсолютно необходимо для системы образования. У нас (в «100 баллов». — Прим. Office Life) изначально закладывалась только такая схема.
Фото: allatra.tv