Колумнист Office Life, бизнес-тренер, консультант по ораторскому искусству Дмитрий Смирнов анализирует, какие слова находят главы государств в критических ситуациях, и объясняет, почему многие репостят обращение канцлера Германии Ангелы Меркель. Но почему именно ее, а не других глав государств? Потому что на экране люди увидели не политика, не чиновника, а настоящего лидера, обеспокоенного, но уверенного в себе и своих согражданах. Еще раз: уверенного в своих согражданах! Она не ругает и не обвиняет — объясняет и призывает к ответственности. Ее хочется слушать.
Мировые политики и коронавирус. Тест для лидеров, как успокоить людей /
Внести ясность
Незнание порождает панику: когда мало информации, возникает ощущение, что от тебя что-то скрывают. Именно это понимание и заставило канцлера впервые за 15 лет выступить с экстренным обращением к нации.Это и есть открытая демократия: мы принимаем политические решения прозрачно и объясняем их. Мы стараемся объяснять наши действия максимально тщательно и информировать о них, чтобы внести ясность.
Сослаться на науку
В том, что касается пандемии, сегодня очень много слухов и домыслов. Поэтому Меркель подчеркивает: в основе того, о чем она говорит, — факты.Об эпидемии — все, что я скажу вам, основано на постоянных консультациях федерального правительства с экспертами института Роберта Коха и другими учеными и вирусологами: во всем мире ведутся интенсивные исследования, но до сих пор нет ни терапии против коронавируса, ни вакцины.
Показать цель
Сложно ждать от человека ответственного поведения, если у него нет ответа на вопрос «зачем?». Канцлер просто и понятно объясняет, какова сейчас главная цель.Замедлить распространение вируса, растянуть его на месяцы и таким образом выиграть время. Время для того, чтобы ученые могли разработать лекарство и вакцину. Но прежде всего время для того, чтобы мы могли позаботиться наилучшим образом о заболевших.
Проявить человечность
Меркель успокаивает: в Германии великолепная система здравоохранения, но даже она может не справиться, если пациентов одновременно будет слишком много. Чтобы показать значимость этой проблемы, канцлер обращается к эмоциям.Это не просто абстрактные цифры статистики, это чьи-то отец или дед, мать или бабушка, чьи-то партнеры — это люди. Мы — общество, в котором важны каждая жизнь, каждый человек.
Поблагодарить
Прежде всего в этой ситуации я бы хотела обратиться к врачам, медсестрам и медбратьям, всем работникам наших больниц и системы здравоохранения в целом. В этой борьбе вы сражаетесь за нас на передовой. Вы первыми встречаетесь с больными, видите, как тяжело протекают некоторые случаи инфекции. И каждый день вы снова принимаетесь за работу и помогаете людям. Вы делаете великое дело, и я благодарю вас за это от всего сердца.
И позвольте мне сегодня высказать благодарность тем людям, которых слишком редко благодарят. Те люди, которые в эти дни сидят за кассой супермаркета или наполняют полки, делают сегодня одну из тяжелейших работ. Спасибо, что остаетесь на посту ради сограждан, работоспособность магазинов буквально держится на вас.
Коронавирус vs большой спорт: на трибунах становится тише... /
«Власть понимает»
Когда от людей просят резко изменить их образ жизни, у многих возникает мысль: «Ага, конечно, им там легко говорить!» Ангела Меркель показывает, что понимает эмоции всех, кто столкнулся с ограничениями.Я знаю, насколько серьезными оказались эти ограничения уже сейчас: никаких мероприятий, никаких ярмарок, никаких концертов, прежде всего никаких занятий в школах и университетах, никаких игр в детском саду и на детских площадках. Я знаю, как жестко вторгаются в нашу жизнь и в наше демократическое самосознание ограничения, о которых договорились федеральное и земельные правительства. Подобных ограничений никогда еще не было в республике.
«Я понимаю»
Когда политик говорит о своих эмоциях, своем восприятии проблемы, он перестает быть просто чиновником, его слова воспринимаются совершенно иначе — доверия гораздо больше.Позвольте вас заверить: человек вроде меня, которому свобода передвижения досталась в тяжелой борьбе, может найти оправдание подобным ограничениям только в крайней необходимости. В демократической стране они могут быть введены только на очень серьезном основании и только временно — но сейчас они необходимы, чтобы сохранить жизни.
Показать роль каждого
Можно запугивать, можно угрожать, можно обещать наказание — Меркель выбирает другой путь: она объясняет, почему успех в борьбе с эпидемией зависит от каждого человека. Канцлер понимает: ответственность — стимул гораздо более сильный, чем боязнь наказания.Вирус затронул каждого из нас без разбора, и теперь точно так же без разбора мы должны помогать друг другу. Прежде всего тем, что воспримем проблему всерьез. Не впадать в панику, но также ни на минуту не допускать мысли, что от вас ничего не зависит. Каждый на счету. Нужны наши общие усилия.
Это зависит от каждого. Мы не обречены и не должны отстраненно наблюдать, как распространяется вирус. У нас есть против него средства: мы должны беречь друг друга и сохранять дистанцию.
Ситуация серьезна, ее финал открыт. Это значит, он будет зависеть, в частности, от того, как дисциплинированно каждый из нас соблюдает правила и следует им.
Показать, что конкретно может сделать каждый
Советы вирусологов однозначны: больше никаких рукопожатий, основательно и часто мыть руки, соблюдать дистанцию к другим людям, по крайней мере полтора метра, и лучше всего прекратить контакты с пожилыми людьми, потому что именно они находятся в наибольшей опасности.
И снова понимание
Я знаю, как тяжело соблюдать эти требования. Как раз в тяжелые времена мы хотим быть ближе друг к другу. Забота для нас всегда проявлялась в тесном контакте и прикосновениях. Но, к сожалению, сейчас правильнее придерживаться обратного. И все мы должны понять: сейчас именно дистанция — проявление заботы.
Предложить альтернативу
Мало сказать о том, чего делать нельзя, — важно показать, какие другие варианты доступны.Все мы должны найти способ показать дружественный жест и понимание: скайп, телефонные разговоры, e-mail, а может, вообще снова начать писать письма.
Сослаться на положительный пример
Мы — семьи и общество — найдем другой способ поддержать друг друга... Уже сейчас внуки записывают подкасты для бабушек и дедушек, чтобы те не чувствовали себя одинокими.
Мы слышим о прекрасных примерах помощи пожилым соседям, которые не могут сами ходить за покупками. Я уверена, возникнет еще много нового, и мы как общество покажем, что никого не оставляем в беде.
Как это работает?
Как реагировать на кризис? Можно просто запретить, а потом затратить много сил и средств на принуждение, но так и не добиться результата. Можно замолчать, чтобы не вызывать панику, но тем самым вызвать еще большую панику и недоверие.
А можно:
- объяснить, чтобы люди поняли суть решений;
- показать, что в силах сделать каждый;
- призвать к ответственности и солидарности.
Мы — демократия. Мы живем не принуждением, а общими знаниями и солидарностью. Это историческая задача, и с ней можно справиться только совместно.
Даже если мы еще никогда не переживали ничего подобного, мы должны показать, насколько искренне и разумно мы можем себя вести и этим спасать жизни. Это зависит от каждого из нас без исключения и, следовательно, от нас всех.
Сравните с анализом антикризисных выступлений Трампа, Дуды и Джузеппе Конте тут.