В развитых странах образованность престижна. Престижна не на основании ничем не подкрепленных романтических призывов — мол, это же хорошо быть образованным человеком! — образованность там прямо подразумевает хороший доход, уважаемый статус и уверенность в завтрашнем дне. Ты чувствуешь себя человеком, живешь спокойно и хорошо. И тебе это нравится.
Возможности получения образования и, следовательно, перспектив хорошей жизни предлагают различные учебные заведения.
Их много. Выбор широк. Человеку надо определиться, куда именно отнести свои деньги, нередко весьма немаленькие. Ведь можно не разобраться и отнести не туда, и тогда долги у тебя будут, причем большие, а хорошая жизнь — не факт. А человек при этом не эксперт в образовательных системах и учреждениях.
Ему придется кому-то поверить. И кому ему верить? Рекламе вузов? На помощь приходят рейтинги, которые составляются международными группами экспертов. Они несут за эти рейтинги ответственность своей репутацией, которая в западном мире дорого стоит.
На сегодняшний день имеются три наиболее авторитетных и влиятельных рейтинга образовательных учреждений мира. Это Academic Ranking of World Universities, который рассчитывается в Шанхайском университете транспорта с 2003 года и является старейшим из рейтингов подобного рода; Times Higher Education World University Rankings — рейтинг, который начиная с 2004 года рассчитывает лондонский еженедельный журнал, специализирующийся на проблемах высшего образования; QS World University Rankings от британской компании, специализирующейся на образовательных услугах, которая изначально работала совместно с THE, а начиная с 2010 года публикует свой рейтинг на самостоятельной основе.
Наиболее влиятельным из них на сегодняшний день признается рейтинг от Times Higher Education.
Недавно был опубликован новый рейтинг от этого журнала — за 2019 год. Делается он сейчас в сотрудничестве с агентством Reuters, которое помогает со сбором данных и определением методологии расчета, и одним из крупнейших научных издательств мира Elsevier.
Что мы, как белорусы, видим в этом рейтинге?
А видим мы, к сожалению, что ни один белорусский вуз не вошел ни в десятку, ни в сотню, ни даже в тысячу лучших вузов мира.
Ноль. Зироу. Нихт.
В этом рейтинге упомянут один-единственный БГУ, и место ему определено «1001+», что на русский понятный переводится как «где-то там». В недрах. Есть там где-то какой-то такой вуз.
Никаких других вузов от Беларуси в этом рейтинге не представлено вообще.
Каковы критерии этого рейтинга? То есть на каких основаниях британцы определили гордости белорусского образования такое вот место?
Критерии просты и вполне здравы.
Качество образовательной среды. Которое подразумевает репутацию данного вуза в мире, количество денег, которыми располагает вуз, в том числе и в плане зарплат преподавательского состава, мотивированность абитуриентов заниматься наукой и продвигаться по траектории абитуриент — бакалавр — магистр — доктор — профессор. А также соотношение количества преподавателей и студентов в данном вузе.
Продуктивность научных исследований, которые проводятся в данном вузе. Этот критерий подразумевает репутацию университета в области академических исследований, количество денег, которые вузу удалось на эти исследования привлечь, и количество научных работ, которые ему удалось опубликовать в приличных международных изданиях.
Следующий параметр отражает, как пишут авторы рейтинга, «роль университетов в распространении нового знания и новых идей». А в сущности — качество научных исследований, проводимых в данном вузе, интерес к ним со стороны международной науки. Рассчитывается он на основе количества цитирований научных работ, сделанных в данном вузе. На сегодняшний день для расчета количества цитирований анализируются публикации из 25 тысяч академических журналов, имеющихся в международной базе Scopus, за период с 2013 по 2018 год.
Следующий параметр — успешность вуза на международной арене. Количество иностранных студентов, иностранных преподавателей, объем международного сотрудничества, в которое вовлечен данный вуз.
И последний параметр — отражает то, насколько индустрия получает пользу от работы данного вуза. В понятном денежном выражении. А именно сколько индустрия заплатила вузу за исследования (в пересчете на душу преподавательского состава).
И вот лучше всего у БГУ обстоят дела с успешностью на международной арене. Даже чуть выше среднего (58 баллов по 100-балльной шкале).
Худо-бедно неплохо обстоят дела с той пользой, которую БГУ приносит индустрии: чуть ниже среднего по миру (42,4 балла).
А вот с научными исследованиями, с востребованностью исследований от БГУ на международной арене — вот это из рук вон плохо: 9,7 и 13,3 балла.
Ну и образовательная среда оценена на уровне «так себе»: 21,3 балла.
Подытоживаем. Гордость отечественного вузостроения на международной арене выглядит примерно следующим образом. Иностранных студентов привлекать у БГУ получается неплохо. Учить их, по мнению британцев, получается так себе. Неплохо получается работать на индустрию. А с востребованной на международном уровне научной деятельностью — полный провал. Из-за этого наше место — там, где-то за первой тысячей вузов.
БГУ впервые попал в этот рейтинг в 2016 году, и тогда дела были получше: он находился в группе 601−800. С тех пор некоторые из показателей БГУ стоят на месте, а некоторые он даже нарастил. Но мир на месте не стоит, и многие вузы наращивают свои показатели существенно быстрее и сильнее. И БГУ плавно, но уверенно теряет год за годом свои и без того скромные позиции.
В завершение отметим, что соседняя Польша представила в этот рейтинг не один вуз, а двенадцать. Из которых лучшим является Университет Варшавы. Место в рейтинге 501−600. Учитесь.
Фото: БГУ