Как выглядит, а главное, как ощущается стандартное выступление политика на постсоветском пространстве? Он где-то там высоко, за трибуной, вещает о «задачах, стоящих перед страной», «весомом вкладе в развитие», «знаменательном факте истории», а ты — маленький — сидишь в зале и смотришь на него снизу вверх. Человек на сцене говорит все правильно, красивыми словами, но как будто «не обо мне». Потому что «в целом» и «в общем», подчеркивая значимость и глобальность, но при этом теряя искренность.
Зеленский одним из первых политиков словно вышел из-за трибуны, спустился со сцены и сел рядом с тобой и со мной..
Пока кто-то со сцены вещает о «единстве и общности», мы с Зеленским — сидя рядом — вспоминаем, как «нарезали купоны», «смотрели, как «Богатые тоже плачут», «ходили в «мальвинах», а те, кому повезло, — с пейджерами», «стояли в очереди в первый «Макдоналдс», «ждали Армагеддона с наступлением 2000 года и радовались наутро, что его пережили». Ведь именно такие моменты всплывают в памяти, когда обсуждаем прошлое с семьей и друзьями. Зеленский просто позаимствовал эти понятные образы — и оказалось, что речь от этого не теряет своей значимости, не становится слишком простой или несерьезной.

Пока человек за трибуной вещает о «значимых достижениях в спорте», Зеленский говорит о конкретных моментах, которые помнит большинство украинцев.
Когда Лужный из Львова получал пас от Головко из Херсона, отдавал на Реброва из Горловки, а тот — на киевлянина Шевченко... Тогда «Гол!!!» звучало от Ужгорода до Луганска.
Зачем так подробно? Потому что именно так мы и вспоминаем подобные эпизоды! Разве можно себе представить, что кто-то в компании друзей скажет: «Давайте вспомним, соотечественники, ярчайшие моменты в современной истории отечественного футбола, которые заставляли наши сердца наполняться особой гордостью»? Нет, конечно! Мы вспоминаем конкретные живые картинки — их и рисует Зеленский.
По всей стране, от Донецка до Карпат, мы летели к звездам вместе с Леонидом Каденюком и радовались, когда в открытом космосе впервые в истории прозвучало «Ще не вмерла...»
Пока другой за трибуной говорил бы о «суверенитете и территориальной целостности», Зеленский использовал сравнение, попытавшись сложные межгосударственные отношения объяснить через простой и такой эмоциональный образ.
Представьте, что, например, сосед отобрал у вас двух детей. Первого ребенка — просто похитил. Ему выдали новое свидетельство о рождении. А потом говорят: да мы не забирали вашего ребенка. Он сам захотел жить с нами. Ну и что, что под дулом автоматов? Это его желание. И вообще, кто вам сказал, что это — ваш ребенок? Он испокон веков был нашим. Вы не волнуйтесь, ему здесь будет лучше, у нас прекрасный приют у моря, под солнышком... А второго вашего ребенка закрыли в детской комнате. И поставили вооруженную охрану. Вам говорят: какая охрана? Там никого нет. И вы слышите, как вот здесь рядом, за стеной, ваш ребенок плачет, но не можете туда зайти.
Пока со сцены звучат слова о «всеобщей любви к Родине», Зеленский сидит рядом и удивляется, как можно спрашивать, за что любишь Украину.
А за что ты любишь свою маму? Она тебя родила, воспитала, подняла на ноги. Я люблю Украину, я здесь родился, я люблю наш флаг и радуюсь, когда он победно развевается. Я люблю наш гимн, потому что это — наш самый главный хит! Ибо какую еще песню так знает и так поет каждый из нас? Я люблю нашу землю, ибо каждый уголок Украины — это большая семья.
Просто и искренне. Без длинных красивых фраз. О себе. Так же «через себя» Зеленский начинал и заканчивал свое выступление. Первые его слова были не о «судьбах Отечества» — он сразу показал: я нормальный человек, я не буду произносить пафосную речь, а буду говорить о том, что волнует меня.
Каждое мое утро начинается с SMS-сообщения. Это SMS от Генерального штаба. За прошедшие сутки обстрелов — семь, потерь — две. Цифры могут быть разными, но только одна делает утро добрым. Это — ноль. Обстрелов — ноль. Потерь — ноль.
В конце текста Зеленский возвращается к теме SMS.
В этот важный день мы верим, что в украинском календаре скоро появится другая, не менее знаковая дата. Конкретное число и месяц неважны. Потому что это будет день, когда наступит мир. И мое утро будет начинаться с SMS-сообщения: за прошедшие сутки в Украине родились 1000 мальчиков и 1001 девочка.
Не о гражданах, не о населении — о себе. «И обо мне» — говорит слушатель, пожимая руку... сидящему рядом Зеленскому.
Фото: t.me/PresidentZelenskij