
Психологи знают, что для современного горожанина, условного представителя среднего класса, характерен синдром «отложенной жизни». Он проявляется в том, что люди думают о саморазвитии, личностном росте, но постоянно откладывают конкретные действия на потом. И это очень похоже на то, что белорусское государство делает для развития бизнеса.
Многие из нас постоянно строят планы: как «довести до ума» свой английский и обязательно еще выучить итальянский, как в тренажерном зале привести в порядок фигуру к пляжному сезону, как съездить посмотреть Тадж-Махал, освоить верстку веб-сайтов, наладить здоровое питание, познакомиться с Джорджем Клуни и прыгнуть с парашютом. Как... неважно, что именно делать, важно сделать себя лучше.
Вот только... когда дождутся отпуска или очередной зарплаты, или когда дети подрастут, или когда на углу спортивный клуб откроют после ремонта, или когда снег растает — не начинать же бегать по гололеду. Именно это психологи называют синдромом «отложенной жизни». Да, надо, да, сделаю, но потом, когда будет выполнено... условий.
Точно так же в последние 25 лет белорусское государство «развивает национальный бизнес». Да, надо, но сперва сформируем работающую систему социальной защиты. Да, надо, но сначала запустим работу госпредприятий. Да, надо, но пока обеспечим продовольственную безопасность страны через господдержку колхозов и совхозов. Да, надо, но вначале урегулируем стандарты розничной торговли.
И вообще, вот указ/декрет/директива по развитию малого и среднего бизнеса, но с оговорками. И вообще, давайте подождем унификации нормативно-правовой базы с Россией, со странами ЕАЭС и т. д. И вообще, дайте список предложений предпринимательского сообщества. А то прошлый список уже испортился...
***
Нельзя сказать, что правительство и президент не принимали мер по поддержке и развитию предпринимательства. Думаю, только самые опытные соратники Владимира Карягина смогут перечислить по памяти хотя бы самые значимые директивы и постановления, которые были призваны улучшить бизнес-климат, раскрепостить предпринимательскую инициативу и создать комфортные условия для пресловутых частников.
Последнее такое «обострение либерализации» было как раз минувшей осенью. Но прошел год — и вновь правительство занялось улучшением бизнес-климата. А именно: постановлением от 17 октября 2018 года № 743 утвердило стратегию развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь — страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года.
Если привычно пропустить мимо куртуазную преамбулу («Цель стратегии — формирование динамично развивающегося сектора малого и среднего предпринимательства, способного существенно улучшить структуру белорусской экономики, повысить ее конкурентоспособность, обеспечить эффективную занятость и рост доходов населения»), то придраться в документе действительно не к чему.
На 20 страницах изложено многое из того, что действительно нужно белорусскому бизнесу, причем не только малому, но и вполне крупному. Это и «реформирование госпредприятий, включая передачу госимущества более эффективному собственнику», и «разделение функций государства как регулятора и собственника», и «ограничение круга лицензируемых видов деятельности», и «принудительное прекращение действия лицензий только по решению суда», и «публикация судебных решений, затрагивающих сферу МСП, в открытом доступе (включая мотивировочную часть решений, постановлений)».
В общем, на самом деле много хорошего и полезного... включая то, что уже не раз появлялось в принимаемых решениях, постановлениях, директивах. Годами и десятилетиями в Беларуси происходит одно и то же: поднимается вопрос об улучшении бизнес-климата, затем он дискутируется, далее принимается правительственный или президентский документ об очередной либерализации и улучшении условий для бизнеса. А через год все начинается заново.
***
Взгляд спотыкается еще на одном моменте, в первых же строчках документа: «создание равных условий работы субъектов хозяйствования независимо от форм собственности». Простите, но это, кажется, прописано в Конституции, которая и есть документ прямого действия. То ли статья Конституции до сих пор в стране не действует, и на 28-м году независимости Беларуси правительство наконец принимает постановление, чтобы она действовала. То ли я чего-то не понимаю?..
Ну и, наконец, немного смущает то, что реализация стратегии планируется в два этапа:
- переходный этап — 2018−2020 годы (совершенствование институциональной базы и инфраструктуры);
- основной этап — 2021−2030 годы (создание и функционирование конкурентоспособного и адаптивного предпринимательского сектора национальной экономики).
Помните, что в начале статьи говорилось про «отложенную жизнь»? Представим себе человека, который, скажем, в 1993 году в свои молодые и цветущие 25 лет решил заняться бизнесом. Ему будет 62 года к тому моменту, когда правительство создаст «конкурентоспособный и адаптивный предпринимательский сектор национальной экономики». Если никто ему (правительству) не помешает... 62 года... Если человек к тому времени еще сохранит энергию и желание заниматься бизнесом — я ему завидую.
***
Теперь о хорошем. Правительство Сергея Румаса подготовило и передало в парламент программу действий до 2020 года. Ее цель — «формирование основы для построения новой экономики, способной обеспечить к 2025 году ВВП в объеме не менее $100 млрд», а также сокращение долговой нагрузки на экономику, снижение уязвимости перед внешними шоками. То есть опять все хорошее, в точности как во всех программах действий всех предыдущих правительств.
Впрочем, в нынешнем документе видна его реальная бизнес-ориентированность. В программе прописаны меры по развитию рынка ценных бумаг (льготный режим налогообложения инвестиционных операций инвестфондов и др.), оптимизация бюджетной и налоговой политики (здесь заложено ежегодное снижение на 10% расходов бюджета на поддержку реального сектора, проведение анализа эффективности налоговых льгот), развитие конкуренции (в частности, речь идет об исключении антиконкурентных действий госорганов).
А в разделе «Управление госсобственностью» прописана отмена одного из главных ограничителей предпринимательской инициативы в Беларуси — практики предоставления преимущественного права местным властям на приобретение акций хозобществ. Здесь же — упрощение порядка продажи неэффективно используемого имущества за одну базовую величину, подготовка и регулярная публикация отчетов о работе госсектора экономики.
Судя по этим двум документам, Сергей Румас и его соратники отлично представляют себе роль и место частного бизнеса в действительно эффективной белорусской экономике. И это место очень значимое.
***
Вроде бы все, что обещает новый состав правительства, и хорошо, и правильно. Желание Совета Министров помочь отечественным предпринимателям можно только приветствовать. Как и готовность встроить поддержку бизнеса в общую стратегию экономического развития страны.
Но муха сомнения ползает по тарелке моего ума. Потому что, когда разговариваешь с предпринимателями по душам, все они говорят одно: «Не надо нам помогать, пусть государство просто не мешает». То есть не придирается, не ищет злого умысла в любых действиях, не создает заведомо невыгодные условия для частников. Наконец, пусть просто судит по-честному, без «презумпции виновности» для бизнесменов, которой формально нет, но, судя по правоприменительной практике, очень даже есть.
Вроде давно звучит это заклинание: не надо помогать, просто не мешайте. Но власти его не слышат. А ведь могли уже очень много денег сэкономить на разработке разного рода «стратегий развития».