Колумнист Office Life наблюдал за большим белорусско-украинским деловым форумом. Но, глядя из Киева, автор этих строк отметил, что деловая часть как-то меркла перед другими проблемами, стоящими перед двумя (или даже тремя) славянскими странами. Хотя есть и бизнес-идеи...

Прошедший в Гомеле I Форум регионов Беларуси и Украины стал совсем новым форматом отношений двух стран. Вот только в Украине это мероприятие восприняли совсем не так, как в Беларуси. Если Минск акцентировал внимание на экономике, то Киев — на политике.
Форум, который не поняли в Киеве
Автору этих строк довелось наблюдать за Форумом регионов из Киева, находясь прямо «внутри» украинского информационного поля. Здесь, в Киеве, все выглядело совсем не так, как это обычно воспринимается, когда смотришь из Беларуси. Самое главное: в Минске абсолютно нормально все воспринимают то, что аналогичное мероприятие уже много лет проходит между Беларусью и Россией, и официальный Минск год назад просто решил использовать успешный опыт для налаживания контактов между предприятиями из регионов наших двух стран напрямую, минуя столичных посредников.
В Украине все воспринималось иначе. Во-первых, здесь не очень понимают, зачем государству проводить форумы по налаживанию деловых контактов между регионами. Мол, кому надо — сам всегда контрагента хоть в Свазиленде найдет. Слава богу, на дворе XXI век, интернет в любом компьютере есть. А такое, чтобы президент или профильный министр (или председатель облисполкома) указывал какому-то предприятию, с кем ему сотрудничать, с кем торговать, — владельцу или директору этого предприятия не может присниться даже в страшном сне.
Поэтому в Украине идею белорусского президента провести Форум регионов Беларуси и Украины закономерно восприняли как инициативу создать новую площадку для регулярных переговоров на высшем уровне. Причем учли и тот факт, что буквально неделей ранее в соседнем Могилеве пафосно прошел Форум регионов Беларуси и России, на котором Лукашенко и Путин завершили свой «осенний цикл» переговоров, начавшийся со встреч в Сочи.
Такую близость по времени и месту встреч белорусского президента сначала с российским, а потом с украинским коллегой многие в Киеве посчитали неслучайной. Наблюдатели предположили, что глава Беларуси начал играть роль посредника, задача которого — передать некий неофициальный посыл из Кремля лично Петру Порошенко. И не просто передать, а заставить выслушать и получить ответ.
Однако в Киеве некоторое время полагали, что личной встречи Александра Лукашенко и Петра Порошенко в Гомеле не будет. Дело в том, что украинская элита очень болезненно восприняла прозвучавшее 24 сентября заявление главы Беларуси о том, что он резко усиливает границу с Украиной, потому что «оттуда много зла идет», включая «поставки оружия бандитам». После этого некоторое время отношения Минска и Киева напоминали натянутую струну. В местных СМИ припоминали Минску «шпионские скандалы» и захваты украинцев российским ФСБ на белорусской территории, а также не очень понятную историю с национализацией купленного концерном «Мотор Сичь» Оршанского авиаремонтного завода.
Проще говоря, в Киеве обиделись и стали обсуждать, стоит ли вообще Петру Алексеевичу ехать в Гомель. Официальному Минску пришлось быстро отыгрывать назад. Последовал ряд заявлений о важности белорусско-украинских отношений, а в Минск был срочно приглашен Виктор Ющенко, которому белорусский президент целый час перед телекамерами рассказывал, как любит Украину.
Но прошла пара недель — и все обиды были забыты. Президенты встретились в Гомеле, но по ним было видно: реальная тема встречи — вовсе не региональное сотрудничество. Хотя многое осталось в кулуарах, политика все равно выступала на первый план.

Что же до деловой части форума, то по ней Александр Лукашенко заявил, что все прошло хорошо: «Люди очень довольны, о многом договорились, многие заключили контракты. Поэтому у этого мероприятия большая перспектива» (здесь и далее все цитаты по БелТА). По его словам, Беларусь стремится к широкоформатному сотрудничеству с Украиной во всех сферах.
«Мы абсолютно убеждены, что отношения вышли на серьезный рост, — согласился с коллегой Петр Порошенко. — И продукция белорусского машиностроения, пищевой промышленности, строительные, дорожно-строительные компании из Беларуси чувствуют себя очень комфортно в Украине. И рост поставок украинской продукции в Беларусь двигается опережающими темпами. Для нас очень важно сберечь эти тенденции».
Конкретные цифры по взаимной торговле на форуме назвал вице-премьер Беларуси Игорь Ляшенко:
В последние годы нам удалось преодолеть падение во взаимном товарообороте, которое было в 2013 году, и вернуть торговлю на траекторию роста. В 2017-м товарооборот двух стран достиг отметки $4,6 млрд, по итогам этого года ожидается $5 млрд.
Позднее к теме подключился и Александр Лукашенко, предложивший участие Беларуси в модернизации инфраструктуры украинских городов. «Беларусь готова поделиться с Украиной своим опытом в инфраструктурной модернизации — в совершенствовании коммунального хозяйства, обновлении парка пассажирской и специальной техники, дорожном строительстве, — во всех тех сферах, в которых нуждается Украина, — сказал Александр Лукашенко. — Мы готовы учиться тому, что умеете делать вы, и тому, что нам крайне необходимо».
Справка Office LifeПо итогам января-августа 2018 года товарооборот между Беларусью и Украиной составил $3,66 млрд, за год увеличился на 23,7%. В Беларуси действует 295 предприятий с украинским капиталом, в том числе 122 совместных. В Украине создано 8 совместных сборочных производств различной белорусской техники, только за прошлый год на них выпущено более 2 тыс. тракторов, 90 комбайнов и 500 лифтов. В целом в Украине работает более 100 торговых представительств, продающих белорусскую продукцию.
В свою очередь, Беларусь традиционно закупает в Украине металл и комплектующие для машиностроения, сельскохозяйственное сырье и корма для животноводства. В частности, в 2017 году наша страна в категории «Остатки и отходы пищевой промышленности» закупила в Украине этих самых остатков и отходов на $133,8 млн, и это — основная статья украинского экспорта в Беларусь. На самом деле речь идет про подсолнечный жмых, которым кормят кур на всех белорусских птицефабриках.
Немного неожиданного и догадок
Несколько неожиданным стало озвученное белорусским президентом предложение о кооперации с украинским горно-металлургическим комплексом: «Не секрет, что его технологический парк во многом обеспечивается карьерной техникой БелАЗ. Нам необходимо продолжать стратегическое взаимодействие в этой сфере».
Украинцы увидели здесь, можно сказать, интригу. Недавно в Беларуси заработал завод по производству суперконденсаторов — единственный в регионе. Инвестировали в него китайцы, условием которых три года назад было наличие собственного рынка — продажа в стране не менее 50% продукции. Именно поэтому в Беларуси достаточно быстро наладили серийное производство электробусов и запускают производство электромобилей (тоже китайских).
Но на своем рынке далеко не уедешь, заработать можно было бы на экспорте, прежде всего — литий-ионных батарей, крайне востребованных в комплектации современной техники. Однако, чтобы делать свои батареи, требуется сырье, в первую очередь литий.
Много лития есть в Украине. Поэтому в Киеве предположили, что президенты двух стран не просто так говорили о расширении сотрудничества в горнорудной промышленности. Если предположения воплотятся в реальные проекты — завяжется очень интересный и прибыльный совместный проект.
Впрочем, констатируют в Киеве, пока важнее было бы поднять взаимную торговлю, с которой существуют проблемы. В 2017 году на встрече в Киеве Лукашенко и Порошенко обозначили, что в 2019-м товарооборот между странами должен составить не менее $8 млрд. Но за первое полугодие нынешнего года он составил только $2,4 млрд. И это на фоне роста.
Хотя с поставками углеводородов вышел «облом». До сих пор доля Беларуси в украинском импорте бензина составляла 81%, в импорте дизтоплива — 40%. Но теперь Россия ввела запрет на экспорт в Беларусь светлых и темных нефтепродуктов до конца 2019 года, а также сжиженного углеводородного газа. То есть, проще говоря, перекрыла возможность их реэкспорта в Украину, который в последние два года обеспечивал значительную долю взаимной торговли.
Наконец, обсуждать в Гомеле пришлось проблему торговых ограничений. С 1 сентября «в интересах национальных производителей» Украина ограничила поставки серной кислоты и олеума с предприятий Беларуси. Также конфликты возникают из-за поставок цемента и стальных прутков из Беларуси. В июле этого года Межведомственная комиссия по международной торговле Украины начала антидемпинговое расследование в отношении поставок данной продукции в Украину.
Сегодня никто в Украине не может четко сказать, состоится ли аналогичный форум следующей осенью. В Беларуси он прошел, потому что это была президентская инициатива, которую воплощала в жизнь властная вертикаль. Украина устроена совсем иначе: здесь президент не может просто приказать главе какого-то города принять у себя за счет местного бюджета подобное мероприятие.
Более того, менее чем через полгода уже и президент может быть совсем другой. А в октябре 2019-го в Украине и вовсе будут проходить выборы в Верховную раду, так что местным властям точно будет не до подобных форумов.
А жаль. Сама идея-то хорошая.