On the inside
Татьяна Мироненко пришла на Брестский молочный комбинат 32 года назад, молодым специалистом после Могилевского технологического института (сейчас — Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий). Вначале была лаборантом химико-бактериологического анализа в химической лаборатории: контролировала массовую долю жира, белка, кислотности в молочных продуктах. Сейчас то время вспоминает как очень непростое:
— Процессами адаптации молодых сотрудников в ту пору еще никто не занимался: поставили на твой участок — и работай. Сейчас в компании все по-другому: есть менторы из числа опытных коллег, для каждого новичка разрабатывается сначала программа адаптации, затем — развития, обучения, карьерного роста.
В начале трудовой карьеры Татьяны Владимировны об этом даже и не мечтали. Да и к технологиям, конечно, были вопросы: не станем забывать, что 1990-е — это времена тотального дефицита, который коснулся и оборудования, и сырья. Бытовые условия тоже оставляли желать лучшего.
Фото из архива «Савушкина продукта»
— В 90-е годы — помните? — были еще стеклянные бутылки с молоком, кефиром, баночки со сметаной, закрытые фольгированными колпачками. Такие продукты фасовали на специальной машине, а когда ее мыли, воду и моющий раствор сливали прямо на пол. Канализация не справлялась, в цеху постоянно было «болото», работать без резиновых сапог было просто невозможно.
А сейчас, посмотрите, оборудование для упаковки молока и молочных продуктов в ту же ПЭТ-бутылку — это полностью автоматизированная линия, которой управляет один оператор. А творожный цех? Прежние технологии изготовления творога предполагали, что перед фасовкой готовый продукт сбрасывают по 200 кг в тележки. И представляете себе: эти огромные тележки на шатких колесиках женщины вручную должны были по полу с «кривой» плиткой толкать в камеру охлаждения, — рассказывает Татьяна Владимировна. — Вспоминаю все это — и уже самой не верится. Сейчас у нас везде стерильность и полная автоматизация.
Наверное, если бы в те годы Татьяна Мироненко могла предугадать, что производство молочных продуктов будет совершенно другим — автоматизированным, гигиеничным, комфортным и с идеально настроенными процессами, — было бы проще. Но тогда молодой специалист сказала руководителю: «Все, ухожу».
— А Александр Васильевич Савчиц сказал: «Так будет не всегда. Не уходи. Вместе мы совершим прорыв и сделаем столько интересного!» Не обманул.
Тот разговор и решение Татьяны Владимировны отразились не только на ее жизни, но и на нашей с вами: возможно, если бы не она, мы не попробовали бы многих молочных продуктов в их нынешнем виде и вкусе.
Неравнодушие и риски, без которых
не было бы будущего
В 2002 году Татьяна Владимировна перешла работать в отдел главного технолога — и попала, говорит, в чудесный коллектив под руководством особенного человека, настоящего профессионала Лидии Дуль: «Она научила меня профессии, любви к своему делу и неравнодушию».
Успехи компании и любовь потребителей — особая гордость для Татьяны Владимировны. Ведь это и ее заслуга тоже. Сегодня она вспоминает, как когда-то технологи и производственники всему учились сами — где-то благодаря наработкам и опыту партнеров, поставщиков оборудования и ингредиентов, но в основном благодаря собственной невероятной любознательности и стремлению создать на родине молочные продукты не хуже импортных.
— Начало 2000-х — это период, когда экономика, можно сказать, только начинала восстанавливаться. До того, в 90-х, перед всеми стояла задача просто выжить. Чтобы развиваться и получать прибыль, руководство компании решило вложиться в современное оборудование, которое позволяло нам увеличить сроки годности продукции. Это были огромные риски, но без этого не было бы будущего.
Новое оборудование позволило разрабатывать инновационные тогда для белорусского рынка кисломолочный напиток «Берестье» и творог «101 зерно». Нужно было их продвигать: собирали делегации от производства, сбыта, маркетинга и объезжали все районы, проводили презентации, дегустации в торговых залах, рассказывали о продукте. Так и находили своего покупателя. В 2004 году купили новое оборудование — уникальную для Беларуси автоматизированную линию по изготовлению мягкого творога, на основе его стали делать десертные и закусочные пасты. Все это было прорывом на белорусском молочном рынке, — вспоминает Татьяна Владимировна.
Результат зависит от каждого
Затем, вспоминает Татьяна Мироненко, занялись разработкой новых видов сыров.
— В то время все производили одинаковые сыры — «Пошехонский», «Голландский», «Российский молодой». А потребитель уже хотел чего-то нового. «Савушкин продукт» решил удивить невиданным до тех пор «Маасдамом» — сыром с большими «глазками» на пропионовых заквасках. Мы были первыми, кто стал производить его на белорусском рынке. Были на старте и сложности, конечно: специализированных знаний не было, сыр требовал особого ухода и внимания, так что учились, ошибались, экспериментировали. Но справились, стали наращивать объемы, расширять географию поставок, разрабатывать и внедрять в производство новые виды.
Один из последних «любимчиков» Татьяны Владимировны — греческий йогурт TEOS, одна из самых популярных разработок «Савушкина продукта».
— Разработка продукта — непростая задача. Идея приходит от маркетинга, а уже ее реализацией занимаемся все вместе: производство и производственная лаборатория, управление по качеству, инженеры-механики, технологи и те же маркетологи. Результат зависит от вклада каждого.
Еще в 2006 году компания поняла: будущее за здоровым питанием. И мы приступили к созданию функциональных продуктов: не только создавали новинки, но и изучали их полезность в институте физиологии Национальной академии наук. Первым было ультрапастеризованное молоко сроком годности до 6 месяцев — оно очень хорошо себя зарекомендовало. Дальше — йогурты «Оптималь», мягкий творог и другие продукты. Выводя на рынок новинку, мы должны быть уверены в ее полезных свойствах. В компании мы придерживаемся только такой позиции. А еще — всегда внимательно следим за ожиданиями потребителей. И, когда почувствовали, что есть запрос на высокобелковые продукты, вывели на рынок йогурты TEOS.
— Создали йогурт по классической греческой технологии, купили для этого новое, уникальное для Беларуси оборудование. Важно было обеспечить высокую концентрацию молочного белка без добавления сухого протеина. И нам это удалось. Сейчас ротируем вкусы: пробуем разные фруктовые наполнители, новые варианты дают потребителю возможность выбрать свой любимый греческий йогурт, — рассказывает Татьяна Владимировна.
Греческий йогурт TEOS полюбили не только потребители: пять лет подряд этот продукт покорял профессиональное жюри в самом рейтинговом международном профессиональном дегустационном конкурсе Superior Taste Award. Ежегодно он удостаивался максимально высоких оценок (три «золотые звезды» из трех возможных). Получил и самую престижную награду конкурса — Crystal Taste Award — за стабильно высокое качество и непревзойденный вкус.
Потом, рассказывает Татьяна Владимировна, пришла очередь создания свежих творожных сыров. Это был очередной вызов и новый уникальный опыт.
— А еще — огромное удовлетворение от того, что мы справились. Выпустили разные виды сыров — для HoReCa под брендом «Савушкин» и домашнего потребления под брендом SVEZA. Их очень любят использовать при производстве тортов и чизкейков, приготовлении суши, наши сыры очень востребованы в отделах собственного производства ретейла, да и у обычных людей. Я и сама их очень люблю.
Профессионал растет в команде
Татьяна Владимировна очень гордится своей принадлежностью к команде «Савушкина продукта». Она уверена: без поддержки коллег, взаимовыручки и желания всем вместе постоянно развиваться и идти вперед у нее бы ничего не получилось.
— Я себя здесь реализовала — спасибо за это компании. В 22 года, когда я получила диплом технолога, очень слабо представляла, что это вообще такое — технология молока и молочных продуктов. Но, пройдя за эти годы с нашей компанией до самой вершины карьерной лестницы, я понимаю, что компания, команда, наши люди помогли мне стать самой собой: изобретателем и профессионалом. Это очень ценно. И очень ценно то, что продукты, которые мы создаем все вместе, приносят радость потребителям.
Больше всего Татьяна Владимировна ценит в работе, что у нее есть возможность экспериментировать, высказывать свое мнение, креативить, применять новшества и искать тот самый идеальный вкус, сколько бы на это ни потребовалось времени.
— У нас решения принимаются, как в «Что? Где? Когда?»: собирается команда «знатоков» — каждый в своей сфере, — и начинается мозговой штурм. У каждого свое мнение, в том числе и потребительское, — ведь мы не только разрабатываем и производим «молочку», мы же тоже ее потребляем, — и в ходе обсуждения рождается истина.
Золотые руки
Осенью Татьяну Владимировну наградили премией конкурса «Большие звезды млечного пути» в номинации «Золотые руки» на Международном молочном форуме в Минске. Диплом получала из рук министра сельского хозяйства и продовольствия Игоря Брыло. Признается, что очень волновалась перед награждением — но все вышло очень душевно.
— Сейчас диплом занимает почетное место у меня дома — семья очень гордится. Но я уверена, что мои успехи — это заслуга всего коллектива.
«Савушкин продукт» всегда открыто общается с потребителями: для компании важно получать от них обратную связь. За годы своей трудовой деятельности Татьяна Владимировна как заместитель директора по технологиям производства встречала на предприятии как заинтересованных обывателей — до пандемии на заводе постоянно проводили дни открытых дверей для горожан, — так и профессионалов, например мишленовских поваров (они приезжали на предприятие в 2019 году).
— За все эти годы я ответила на миллион вопросов о нашем молоке и молочных продуктах от потребителей и профессионалов, а еще — выслушала от них миллион восторженных отзывов. И поняла: для меня очень важно, что всю свою жизнь я делаю честный продукт — и мне ни разу не было за него или компанию стыдно. Это и есть профессиональное и человеческое счастье.
Фото: Павел Садовский / Office Life, «Савушкин продукт»
Партнерский материал