В Беларуси разрешили строить по иностранным проектам: перспективы и подводные камни
Начальник управления капитального строительства компании-застройщика «ТЕНКинвест» Николай Валуевич рассказывает, как система работает сейчас: проектные организации делают проектную документацию, отдают ее на экспертизу и получают заключение.
«И это ключевой момент. Вот сейчас приедет иностранный инвестор и привезет с собой проект. Если он не будет проходить экспертизу (а это не предусматривается указом № 9), то как это повлияет на качество строительства?» — задается вопросом эксперт.
Что может пойти не так
С ним солидарен Антон Гарустович, руководитель архитектурной компании «Аверса-групп», председатель Ассоциации проектных и строительных организаций Беларуси при МССПиР. По его словам, вопрос экспертизы — это вопрос ответственности: «На ком будет ответственность за приемку объекта? И при происшествии тоже: кто будет отвечать?»
«Сейчас объекты проходят экспертизу, получают разрешение администрации и согласовываются в госорганах. Плюс проект сделан на основании определенных технических условий. Они выдаются конкретными организациями, которые тоже белорусские и работают по нашим нормам. А для иностранцев кто это будет делать?» — продолжает рассуждать эксперт.
Он предполагает, что иностранные проекты должны быть изначально подходящими под белорусские условия.
«Но как в таком случае он будет приниматься теплосетями, электриками нашими и т. д.? Кроме того, как будут заключаться договоры на обслуживание с нашими организациями или как будут объекты передаваться на баланс? Вот в таких деталях и кроется самый большой дьявол», — считает Антон Гарустович.
Николай Валуевич полагает, что указ о строительстве по иностранным проектам будет нормально работать до первого прецедента: «Если проект не проходил экспертизу, по нему что-то построили и с объектом все хорошо — значит, с этим будем жить. А если что-то произойдет, то будут разбираться и, возможно, снова запретят строить по иностранным проектам».
Почему бесконтрольно строить ничего не будут
Оба собеседника указывают, что само по себе строительство не по белорусским проектам — не новое явление. Раньше у нас уже строили объекты по иностранной проектной документации без экспертизы или с экспертизой в упрощенном порядке. Речь идет о строительстве в индустриальном парке «Великий камень», «Минск-арены», национального футбольного стадиона в Минске.
«На рынке указ № 9 принципиально пока ничего не меняет. Пройти экспертизу — это не один, а целый ворох документов. И никто не позволит что-то строить без СанПиНа, например. В инвестиционных проектах может быть лишь особое отношение к экспертизе. Поэтому нынешний указ только обозначает, что сейчас это можно будет делать глобально, а не эксклюзивно», — считает Антон Гарустович.
Можно ли будет строить по иностранным проектам частные дома?
Одним из возможных применений указа видится строительство индивидуальных домов. Как раз недавно Александр Лукашенко потребовал значительно упростить требования к частному строительству: «Участок есть у человека — строй. Ты строишь для себя, несешь за это ответственность. [...] Те, кто строит, — это 100% думающие люди. Они определятся, как строить. Надо — попросят нас, чтобы мы им подсказали и помогли».
«Если зарубежный проектировщик будет проектировать частный дом, можно его согласовать или нет? Скорее да», — говорит Антон Гарустович, но вместе с тем указывает, что и здесь до конца непонятно, как будет работать указ.
В настоящее время госорганы в оценке и экспертизе проектов частных домов руководствуются другими нормативными актами, об отмене которых пока не сообщалось. Если и допустить, что кто-то захочет построить частный дом по иностранному проекту, то остается открытым вопрос, захотят ли чиновники брать на себя ответственность за это.
В целом эксперт оценивает указ о строительстве зданий и сооружений по иностранным проектам положительно: «Когда принимается программный документ, дальше главное — его грамотно использовать. В данном случае указ № 9 — это действительно хорошая инвестиционная возможность для компаний с компетентными консультантами и специалистами».