Российские деньги для белорусского бизнеса. Разобрали три варианта финансирования
Вариант первый: в Питере — биржа
Консультанты, сопровождавшие выход «Евроторга» на российский фондовый рынок, со временем обнаружили, что в Беларуси совсем немного заемщиков, соответствующих критериям допуска на Московскую биржу. Поэтому наилучшим вариантом видится вывод белорусских эмитентов на площадку в Санкт-Петербурге.
«Пилотом» здесь должен стать белорусский банк, который уже готов к размещению своих бумаг через SPV-компанию», — полагает директор департамента листинга и первичного рынка ПАО «СПБ Биржа» Оксана Деришева.
По ее словам, белорусские финансисты уже готовятся к предварительному согласованию листинга.
Кому можно рассчитывать. Прежде всего потенциальным эмитентам придется позаботиться о раскрытии информации и построении определенной корпоративной структуры, отмечает Деришева. Вряд ли есть шансы выйти на биржу бизнесу, который разделен на несколько юрлиц. Отсутствие консолидации рынок «не переваривает», и такому эмитенту денег, скорее всего, не дадут. Еще одно условие — заявление о целевом характере использования средств.
Традиционно самые активные заемщики на российском долговом рынке — финансы, ТЭК, металлургия, ретейл.
В правилах листинга на биржах РФ нет такого критерия, как минимальный порог заимствования. Обычно средний бизнес стремится привлечь ресурсы в диапазоне 250–600 млн российских рублей. Если цена дебюта не имеет значения, то можно тестировать рынок России на небольших объемах, считает специалист.
«Но нужно учитывать, что российское законодательство позволяет розничным инвесторам приобретать только облигации с максимальным уровнем рейтинга (ААА). Все, что ниже, требует предварительной аттестации. А протестированных инвесторов на российском рынке капитала пока не так много — 550 тыс.», — предупреждает Оксана Деришева.
Между тем, по статистике, 80% сделок с участием физлиц приходится на квалифицированных инвесторов. На эту категорию можно рассчитывать, выходя на российский рынок с небольшим объемом выпуска долговых ценных бумаг, поясняет эксперт.
Цена вопроса. Тарифы СПБ Биржи относительно невелики: предварительная экспертиза стоит 20 тыс. российских рублей, регистрация выпуска — еще 50 тыс., допуск к размещению — 150 тыс. Комиссия — 0,01% объема эмиссии. Но есть дополнительные издержки: услуги аудиторов (от 500 тыс. рублей в зависимости от размера компании), получение рейтинга, обслуживание в Национальном расчетном депозитарии, комиссия организаторов выпуска (3–6% объема эмиссии). В придачу стоимость самих привлекаемых ресурсов достигает 12–14% годовых.
Некоторые специалисты призывают выпускать облигации, номинированные в юанях. Впрочем, пока это единичные случаи: за последние два месяца четыре эмитента разместили шесть выпусков в юанях под 3–4% годовых. Но это вариант для тех, у кого есть торговые отношения с Китаем.
Вариант второй: кто продает, тот и финансирует
Белорусские импортеры продукции, производимой в России, могут получить доступ к кредитованию закупок российскими финансовыми институтами.
«У нас есть лимит на Беларусь. Соответственно, установлены лимиты на белорусские банки, и с большинством из них подписаны соглашения. В этой структуре организации финансирования мы предоставляем целевой межбанковский кредит по льготной ставке, когда есть запрос», — рассказывает о еще одном варианте финансирования руководитель представительства АО «Российский экспортный центр» и АО «ЭКСАР» в Беларуси Виктор Доронкевич.
Здесь имеются четкие требования к объемам. Например, минимальная сумма кредита Росэксимбанка при прямом трансграничном кредитовании — не менее $5 млн в эквиваленте.
Кто может получить. Основные требования к белорусским компаниям — наличие импорта из России, известность на рынке не менее двух лет и представление положительной финансовой отчетности за последние два-три года. Здесь необязательно применение стандартов МСФО — российские специалисты разберутся и с отчетностью, составленной по белорусским правилам.
Важные условия. Финансирование производится только в российских рублях, сроки финансирования и страхования — до 15 лет. Однако до сих пор у Росэксимбанка не было столь длительных операций с Беларусью — максимальные реализуемые проекты ограничивались 10 годами.
«Все зависит от бизнес-плана, обоснования. Никто не предлагает сокращать сроки кредитования искусственно. Мы склонны предоставлять определенный комфорт: если расчеты показывают оборачиваемость 90 дней, то можем предоставить возобновляемую линию на 120 дней для комфортного обслуживания», — уточняет Доронкевич.
Сроки финансирования инвестиционных кредитов — семь лет. Например, сейчас в стадии освоения 10-летний проект — модернизация Минской ТЭЦ на $100 млн.
Сроки финансирования по возобновляемым кредитным линиям для торговли или промышленности на закупку сырья и материалов привязаны к расчетной оборачиваемости. Обычно на такие операции Росэксимбанк предлагает кредиты сроком до трех лет.
Цена вопроса. Стоимость кредитования зависит от финансового состояния заемщика. При этом российским законодательством регулируется ставка для финансирования сделок с высокотехнологичной продукцией. Сейчас она составляет от 3,5% годовых в российских рублях плюс 1,5–2% — стоимость страхования ЭКСАР. Для продукции, не считающейся высокотехнологичной, ставки кредитования достигают 8–10%.
Чтобы получить доступ к таким ресурсам, белорусскому предприятию нужно обратиться в банк и предъявить контракты на импорт из России. Затем банки согласовывают структуру сделки, сумму, сроки. Так организуется связанное финансирование. При этом предприятие получает кредиты на льготных условиях с приемлемым структурированием залога и сохраняет сотрудничество с белорусским банком.
При дефиците иного внешнего финансирования условия Российского экспортного центра по сравнению с рыночными выглядят достаточно выгодно. Поэтому белорусских клиентов у центра довольно много — это и крупные промышленные предприятия, и торговые сети. Многих РЭЦ не финансирует, а страхует.
Третий вариант: лизинг российской техники
Сейчас появилось новое предложение — лизинг домокомплектов и складокомплектов. Это металлоконструкции, которые монтируются и регистрируются как временное сборно-разборное здание и передаются в лизинг. Предполагается, что такой продукт будет иметь большой спрос со стороны логистических и промышленных компаний. Общая стоимость такого проекта должна превышать 500 млн российских рублей (свыше $7 млн).
Цена вопроса. Финансирование предоставляется только в российских рублях. Получить такие активы в лизинг можно под 6–7% годовых. Лизинговой «дочке» БелВЭБ не позволяется зарабатывать за счет бюджетных средств, так что ставка в проектах фиксированная.
Фото: sputnik.by, clubexport.ru, pexels.com