«Коммунарка»
Крупнейшая кондитерская фабрика страны — абсолютный лидер по числу попаданий под разного рода владельческие ограничения.
Ситуация с «Коммунаркой» в середине 90-х стала поводом к принятию одного из важнейших решений в истории белорусской приватизации — введению декретом президента в 1998 году моратория на обращение ценных бумаг на вторичном рынке. Только 10 лет спустя не сразу, а поэтапно началась его постепенная отмена.
Все ограничения были сняты с 1 января 2011-го. Но уже в марте того же года появился указ, которым задним числом введено преимущественное право местных органов госвласти на покупку акций сельскохозяйственных, пищевых и стратегических предприятий. «Коммунарку» отнесли к таковым, через допэмиссию довели госдолю до контрольной (57%) и, соответственно, «усушили» пакет его иностранного инвестора — американского гражданина Марата Новикова (MOL Corporation). Теперь после появления постановления «о недружественных лицах» он больше не может распоряжаться даже им.
Для полноты картины по «Коммунарке» напомним, что в начале 2000-х на предприятии в течение пяти лет действовала «золотая акция» — так белорусскую фабрику спасали от поглощения концерном «Бабаевский» из России.
«Спартак»
Гомельский «Спартак» в 90-х стал первой фабрикой, с которой бывший директор универсама «Паўночны» Марат Новиков начал создавать свой кондитерский холдинг в Беларуси.
К 1 января 2011 года он через американскую компанию Double Star International владел ее контрольным пакетом. Но все кардинальным образом изменилось буквально через три месяца, когда волевым решением властей Новиков стал ничего не решающим миноритарием и, чтобы не иметь еще больших проблем, уехал в США.
С июля этого года свыше 37% его акций в «Спартаке» заблокировано на счетах «для защиты интересов Республики Беларусь».
Отметим, что в «список 190» включена еще одна компания, связанная с бизнесменом, — «МолСлад». Она управляет его ресторанным бизнесом в Гомеле.
Светлогорский ЦКК
В 1994 году стартовала приватизация одного из крупнейших на постсоветском пространстве производителя гофротары — Светлогорского целлюлозно-картонного комбината.
Ее итогом стало появление в качестве одного из ключевых собственников комбината инвестиционной группы «Русские инвесторы» (принадлежала одному из партнеров российского олигарха Михаила Ходорковского — Алексею Голубовичу). Со временем свыше 55% акций Светлогорского ЦКК распределились среди нескольких офшоров и физических лиц.
В 2003 году Александр Лукашенко поручил правительству добиться от инвесторов участия в строительстве второй очереди предприятия, а в случае несогласия — лишить их рычагов управления. Переговоры зашли в тупик, что привело к отставкам «за невыполнение поручений президента» вице-премьера Анатолия Тютюнова и главы концерна «Беллесбумпром» Федора Курса.
Их преемники не смогли договориться по первой части президентского поручения, но выполнили вторую — в 2005 году через допэмиссию увеличили долю государства до 76% и лишили частных инвесторов возможности влиять на деятельность комбината.
Один из них, компания Iton Associates, прописанная на Британских Виргинских островах, с этого года еще и не может распоряжаться своей долей в ЦКК.
Могилевский металлургический завод
Акционером Могилевского металлургического завода, специализирующегося на выпуске чугунных труб, дроби и литья, в 1996 году стала компания «Интерпайп», принадлежавшая зятю тогдашнего украинского президента Леонида Кучмы Виктору Пинчуку.
Через американскую «дочку» Boston Trading Conn. она приобрела 38,6% акций завода за $5,4 млн и получила опцион на еще 25% акций в случае успешного выполнения своих обязательств. Пинчук несколько раз пытался его реализовать, но в итоге не сумел этого сделать из-за неготовности властей терять контроль. Не в последнюю очередь по этой причине бизнесмен, когда в 2004–2006 годах вынужден был делить активы «Интерпайпа», согласился на переход доли в ММЗ инвестфонду Assets Management Group своих партнеров — украинца Александра Дементиенко и россиянина Михаила Щеголевского.
Им тоже не удалось получить контроль над ММЗ, и в 2012 году они продали эту замороженную долю новым собственникам. Согласно данным «списка190», одним из них является гибралтарская компания Caraglen Investments. Ей теперь придется ждать разблокировки своих акций в капитале белорусского завода.
Минский часовой завод
Частными акционерами некогда одного из крупнейших часовых производств Советского Союза в 90-х стали его сотрудники. С ними вопрос решился просто: за списание задолженности перед бюджетом в 2009 году довели свою долю почти до 100%, а потом, в 2010-м, на безальтернативной основе продали контрольный пакет швейцарской компании Franck Muller International.
Швейцария теперь тоже входит в список недружественных Беларуси государств, и это предопределило заморозку доли Franck Muller в МЧЗ.