Рецессионный сценарий WSJ таков: нарастающая инфляция подрывает покупательскую способность и доверие потребителей, подталкивая ФРС к ужесточению кредитно-денежной политики, которое в свою очередь и обрушивает крупнейшую экономику мира в рецессию. Или даже короче: «ФРС может погрузить США в рецессию, чтобы укротить инфляцию».
Справка Office Life
Опрос WSJ, проведенный 1-5 апреля, суммирует мнения 65 деловых, академических и финансовых прогнозистов. Респонденты могли оставлять отдельные вопросы без ответа. Участники опроса в среднем оценивают вероятность того, что экономика погрузится в рецессию в ближайшие 12 месяцев, на уровне 28% — по сравнению с 18% в январе 2022 года и всего 13% год назад, в апреле 2021-го.
Напомним: год назад в США прозвучали первые предостережения относительно нарастающей инфляции, сделанные совершенно разными экспертами — от экс-министра финансов Ларри Саммерса до любимца СМИ Нуриэля Рубини. К концу 2021 года этот прогноз сбылся. Теперь миру остается лишь наблюдать, как количество трансформируется в качество — инфляция грозит щелкнуть рецессионным триггером.
Истоки пессимизма
Что заставило опрошенных WSJ экономистов повысить вероятность спада в ближайшие 12 месяцев до 28%? «Риск рецессии растет из-за серии шоков предложения, каскадом накрывающих всю экономику, поскольку ФРС поднимает ставки для борьбы с инфляцией», — отвечает на этот вопрос Джо Брусуэлас, главный экономист RSM US LLP.
Справка Office Life
Респонденты WSJ сократили свой прогноз роста экономики США: по их оценке, в среднем скорректированный на инфляцию ВВП вырастет на 2,6% в IV квартале 2022 года по сравнению с 2021-м, что на целый процентный пункт ниже среднего прогноза полугодичной давности, хотя все еще выше, чем среднегодовые темпы роста (2,2%) за десятилетие, предшествовавшее пандемии.
Надвигающийся спад наряду с тревожно высокой инфляцией (7,9% в феврале, 8,5% в марте. — Прим. ред.) отражает балансирующую политику ФРС: Центробанк США пытается охладить экономику достаточно, чтобы снизить инфляцию, но не настолько, чтобы стимулировать сокращение расходов и рост безработицы.
В пользу рецессионного сценария говорит и сопоставление с прошлым. Данные опроса свидетельствуют: вероятность рецессии немного ниже, чем на последнем пике подобных настроений — 34,8% в сентябре 2019 года. Тогда рост замедлился в ответ на повышение ставок ФРС в 2018 году и торговую войну США и Китая. Неизвестно, наступила бы рецессия уже тогда, если бы не пандемия.
Вероятность рецессии, по оценке экономистов, сейчас достигла примерно того же уровня, что и в августе 2007 года, когда кризис и впрямь разразился. С другой стороны, в августе 2011 года при схожих прогнозах и показателях экономика продолжила расти.
В марте 2022 года ФРС подняла свою базовую ставку на 0,25% и наметила еще шесть повышений до конца года. Это является самым агрессивным темпом ужесточения монетарной политики более чем за 15 лет.
Справка Office Life
Около 84% опрошенных экономистов ожидают от ФРС повышения ставки сразу на 0,5% в начале мая. Более 57% видят два или более таких увеличений до конца 2022 года. В среднем каждый респондент WSJ спрогнозировал, что ФРС поднимет диапазон ставки по федеральным фондам до 2,125% к концу 2022 года, а затем до 2,875% к декабрю 2023-го. Это близко к прогнозам самой ФРС.
Сырье? Украина? Спираль зарплат?
Высокая инфляция остается основным экономическим риском, но экономисты расходятся во мнениях о ее причинах: треть участников опроса видят их в ценах на сырьевые товары, продовольствие и топливо, еще 15% указывают на военный конфликт России и Украины. Напомним: президент США Джо Байден убежден, что мартовский скачок цен на 70% вызван происками его российского коллеги и конфликтом в Украине.
Справка Office Life
Участники опроса WSJ ожидают, что инфляция останется стабильно высокой — в среднем 7,5% в июне 2022 года. К декабрю 2022-го респонденты ожидают снижения инфляции до все еще неудобных 5,5%, а к концу 2023-го ее уровень упадет до 2,9%. Это близко к ориентиру ФРС — 2%.
Эми Крюс Каттс из AC Cutts&Associates LLC, один из респондентов, упомянувших Украину, ожидает более высокую и более устойчивую инфляцию, чем ее коллеги, — во многом потому, что основными инфляционными драйверами являются цены на сырьевые товары, взметнувшиеся в результате военных действий. Хотя денежно-кредитная политика мало влияет на стоимость сырья, подчеркивает эксперт, удручающий уровень общей инфляции заставляет ФРС действовать. По ее словам, политически невозможно отказаться от борьбы с инфляцией. «Однако единственный возможный политический ответ ФРС — это ужесточение, — говорит г-жа Каттс, оценивающая вероятность рецессии в ближайшие 12 месяцев в 70%. — Действия ФРС по сдерживанию инфляции приведут к рецессии, скорее, раньше, чем позже».
«Кризис в Украине вызовет еще один импульс инфляции в ближайшей перспективе, но зарплатная спираль, которая уже начала раскручиваться, является более постоянной угрозой стабильности цен», — утверждает Филип Марей, старший стратег Rabobank. При такой спирали рабочие получают более высокую зарплату, чтобы не отставать от растущих цен, а затем более высокие зарплаты побуждают фирмы повышать цены снова и снова. Г-н Марей говорит, что этот процесс уже идет, поэтому ФРС придется повысить ставки настолько, чтобы спровоцировать рецессию и тем самым сломать динамику инфляции.
Справка Office Life
27% респондентов указали на рост зарплат и жесткий рынок труда как самую большую инфляционную угрозу.
Роберт Фрай из Robert Fry Economics LLC оценивает вероятность сокращения роста ВВП в ближайшие 12 месяцев всего в 15%, но повышает свою оценку до более чем 50% в течение ближайших 24 месяцев. В настоящее время он ожидает, что рецессия продолжительностью в три квартала начнется в IV квартале 2023 года. «Проблема на самом деле в избыточном спросе, вызванном прошлогодней фискальной и денежно-кредитной политикой. Чем дольше ФРС ждет, вместо того чтобы взять инфляцию под контроль, тем глубже будет рецессия», — поясняет Фрай.
Признавая растущий риск спада, большинство экономистов (63%) по-прежнему считают, что ФРС сможет обуздать инфляцию, не вызвав рецессии. Они называют это «мягкой посадкой». Многие респонденты заявили, что экономика имеет все шансы выдержать ужесточение, учитывая безработицу вблизи рекордных минимумов, неуклонно растущие доходы и относительно низкий уровень потребительского долга.
«В экономике все еще много отложенного спроса и импульса, — говорит Лео Фелер, старший экономист Школы менеджмента Андерсона при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. — Более высокие процентные ставки могут сократить рост примерно с 4-5 до 2-3% в этом году, поэтому мы увидим значительное замедление роста, но сама рецессия пока кажется маловероятной».