Несмотря на тревогу, FT уверяет, что мы уже живем в новой реальности: «Высокие цены на доставку, повышенные тарифы и санкции побуждают компании и страны уделять приоритетное внимание устойчивости, а не эффективности».
Деглобализация: прошлое и будущее
Политики, экономисты и инвесторы опасаются, что глобализация, возможно, достигла пика после 30 лет роста. Некоторые даже предсказывают, что объемы торговли могут резко измениться, поскольку споры между ведущими странами мира усиливаются после конфликта в Украине, а компании стремятся повысить устойчивость глобальных цепочек поставок.
Это не первый случай значительных изменений в торговых моделях из-за кризиса. Рост торговли резко замедлился после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов: до этого рубежа он увеличивался примерно в два раза быстрее, чем мировой ВВП, после — соразмерными ВВП темпами. А более ранняя эпоха глобализации, связанная с промышленной революцией и подкрепленная валютным режимом золотого стандарта, была уничтожена Первой мировой войной.
Справка Office Life
Доля международной торговли в мировом ВВП не возвращалась к уровню 1914 года до середины 1970-х годов.
Задача сторонников глобализации — определить масштаб потенциального разворота, включая влияние на конкуренцию, цепочки поставок и удар по развивающимся экономикам. Ожидается, что геополитическое давление приведет к значительному сдвигу в сторону деглобализации, а рост торговли по мере того, как страны оправляются от пандемии, будет рассматриваться как последний успех глобализации перед возведением новых барьеров.
Деглобализация: мнения
Ларри Финк, исполнительный директор управляющей активами международной инвестиционной корпорации BlackRock (стоимость $10 трлн), заявил, что украинский конфликт положил конец глобализации последних трех десятилетий. Теперь компании и правительства будут внимательно следить за своей зависимостью от других стран и стремиться проводить больше торговых операций на суше.
Шамик Дхар, главный экономист BNY Mellon Investment Management, говорит, что отныне торговые модели будут создаваться в процессе возвращения политики великих держав и формирования торговых блоков из дружественных друг другу государств. «Даже если война России и Украины окажется недолгой, существующая международная экономическая архитектура становится все более периферийной по отношению к большим вопросам политэкономии, и правительства в будущем, вероятно, станут продвигать интересы безопасности за счет сравнительных конкурентных преимуществ», — считает он.
Эрик Нильсен, экономический советник UniCredit, полагает, что все это неизбежно, и мы вступаем в длительный период деглобализации, ведущий к росту затрат и цен на товары и услуги.
Финансовые чиновники, как правило, более осмотрительны в публичных прогнозах, однако Эндрю Бейли, управляющий Банком Англии, заявил на прошлой неделе, что мир находится в более сложной точке с точки зрения фрагментации торговли, чем во время мирового финансового кризиса, когда государства в целом избегали новых тарифов или других мер.
Деглобализация: проблемы и прогнозы
Заметно ли все это в статистике? Нет, свидетельствуют самые свежие глобальные данные, подготовленные Нидерландским бюро анализа экономической политики.
Справка Office Life
По данным бюро, несмотря на снижение объемов международной торговли КНР и развивающимися экономиками в январе 2022 года (сокращение импорта из-за выросших цен), общие объемы мировой торговли достигли рекордного уровня — примерно на 9% выше допандемийных показателей 2019-2020 годов. Это вернуло торговлю на уровень выше тренда, на котором она держалась после финансового кризиса.
Другие показатели тоже по-прежнему сильны. Тарифы на контейнерные перевозки упали после военной эскалации в Украине, но все еще почти вдвое выше уровня годичной давности, причем порты в каждом регионе сообщают о высоком уровне торговой активности и значительных «узких местах» в логистике.
Это не просто перегрузка портов — это проблемы на суше. «У нас недостаточно складов и водителей грузовиков», — пожаловалась FT глава ВТО Нгози Оконджо-Ивеала, добавив, что проблемы с цепочками поставок продлятся еще некоторое время.
Если торговля идет, в чем проблема? Высокий спрос, высокие цены на доставку, повышенные тарифы или карательные санкции на фоне украинского конфликта побуждают компании и страны уделять приоритетное внимание устойчивости, а не эффективности. Модель производства «точно в срок» время от времени изо всех сил пыталась пройти испытание финансовыми кризисами, стихийными бедствиями, пандемией, а теперь и войной... Бизнес с учетом реалий вносит коррективы: уровни запасов растут...
«Импортеры столкнутся с новыми торговыми ограничениями, часто устанавливаемыми популистскими правительствами для поддержки своих внутренних амбиций», — говорит Адам Позен, президент Института международной экономики Петерсона.
Решение Запада заблокировать России доступ к ее ЗВР предполагает, что государствам небезопасно держать резервы в долларах, если они думают, что однажды они тоже могут столкнуться с санкциями США. Йоханна Чуа, глава отдела экономики Азии Citigroup, заявила, что санкции будут стимулировать спрос на дедолларизацию, что даст Китаю стимул интернационализировать использование юаня для дружественных торговых партнеров.
Деглобализация: потери и приобретения
Критики глобализации говорят, что она уничтожила рабочие места в развитых странах и увеличила неравенство как в богатых, так и в бедных государствах. Однако именно технологический прогресс, а не торговля привел к снижению занятости в обрабатывающей промышленности, глобализация же помогла бизнесу повысить эффективность и производительность.
Крупнейшими призерами глобализации за последние 30 лет стали развивающиеся экономики, которые интегрировались в мировую экономику и подняли уровень жизни. Работники с низкими доходами в странах с развитой экономикой действительно проиграли из-за большей конкуренции, хотя это было компенсировано более низкими ценами на товары и услуги.
Справка Office Life
По данным МВФ, в последние годы развивающиеся экономики обеспечили 60% глобального роста по сравнению с 40% в начале 1980-х годов. По данным Всемирного банка, число людей, живущих в крайней нищете, сократилось с 1,9 млрд в 1990 году до 650 млн в 2018-м.
«Деглобализация снизит эффективность компаний за счет повышения цен и снижения конкуренции, — считает Позен. — Беднейшие страны также пострадают, поскольку ТНК воздерживаются от инвестиций в места, обладающие, по их мнению, сомнительной прозрачностью». При любом развороте событий, замедляющем экономический рост, вторит ему Нильсен, деглобализированный мир будет значительно хуже, чем последние 30 лет открытой торговли и глобализации.