Стимулирование экономики во время пандемии оказалось эффективнее в ЕС, чем в США, — это факт, признанный ОЭСР. В Европе гораздо мягче протекал кризис цепочки поставок, поскольку ее транспортно-логистические коммуникации не замыкались на пару-тройку портов, как в США. Да и глобальный продовольственный кризис затронул Старый Свет меньше, чем другие регионы. Зато с конца 2021 года мощный удар получила европейская энергетика — и, похоже, он не последний. Тем не менее до февраля 2021 года Европа выходила из коронакризиса явно в лучшем состоянии, чем США или Великобритания.
Украинский конфликт все изменил. Введенные ЕС санкции в отношении России оказались гораздо жестче американских. Европа выступила застрельщиком удара по финансовой системе РФ, добавив к этому демонстративный запрет на ввоз евро в Россию. Европейские компании гораздо активнее проявили себя на всех стадиях экономической войны РФ и коллективного Запада, чем британские или американские. Санкционная риторика европейских лидеров гораздо радикальнее, чем у американцев, хотя они двумя руками против ограничений импорта российской нефти и тем более газа. При этом у США есть собственные энергоресурсы и сырьевая база, у ЕС — нет. Получается, что Америка, используя Украину как инструмент, просто отрезала Европу от российской сырьевой и энергетической базы, а также рынков сбыта готовой продукции.
Тем временем баррель нефти марки Brent приблизился к отметке $140, стоимость 1 тыс. куб. м газа в прыжке перевалила через отметку $3900, а агентство Reuters опубликовало шесть графиков, отражающих потери Европы в процессе боевых действий в Украине. «Военная эскалация в Украине привела к росту цен на сырьевые товары и энергоносители, росту безопасных гаваней и удару по единой валюте Европы и ее фондовым рынкам», — констатирует агентство.
Евро в депрессии
Евро упал ниже $1,10 в пятницу, 4 марта, впервые почти за два года, потеряв за прошлую неделю более 3% по отношению к доллару. Это самое большое недельное падение за период с марта 2020 года. Еще большие потери единая валюта ЕС понесла по отношению к швейцарскому франку. За неделю евро подешевел по отношению к швейцарской валюте почти на 4%, что стало самым большим падением с января 2015 года, когда Швейцария отказалась от трехлетнего ограничения курса франка по отношению к евро.
Опасения, что вторжение России в Украину нанесет экономике новый удар, особенно по мере роста цен на энергоносители, объясняют, почему европейская валюта является одним из самых главных проигравших на минувшей неделе: евро терпит очевидное поражение.
Зерно и металлы
Цены на сырье — от пшеницы до различных металлов — взлетели до многолетних максимумов, поскольку западные санкции нарушили воздушные и морские поставки товаров, произведенных и экспортированных Россией. РФ и Украина являются двумя крупнейшими в мире экспортерами пшеницы, цены на которую достигли 14-летнего пика в пятницу, 4 марта, прибавив почти 40% с момента начала военных действий — 24 февраля.
Россия также является крупнейшим поставщиком металлов. Алюминий достиг рекордного максимума в пятницу, в то время как медь, 3,5% мировых поставок которой приходится на РФ, тоже можно поздравить с новым рекордным пиком.
Энергетика и газ
Цены на нефть марки Brent выросли еще на 21% за неделю, закрывшись на самом высоком уровне с 2013 года, при этом покупатели и грузоотправители все чаще избегают поставок российской нефти, составляющих до 5 млн баррелей в сутки.
Ни возможность возвращения на рынок миллиона баррелей в сутки иранской нефти в случае возобновления ядерной сделки с Западом, ни сделка развитых стран по скоординированному выпуску 60 млн баррелей нефти из хранилищ на состояние рынка не повлияли.
Европейские цены на газ выросли на 120% за неделю и достигли рекордного уровня — 208 евро за МВт ⋅ ч.
Европейские банки наказаны
Европейские банки пережили еще одну изнурительную неделю, пострадав от тройного удара западных санкций в отношении России, сокращения ожиданий повышения ставок (военная эскалация отодвигает перспективу ужесточения кредитно-денежной политики ЕЦБ. — Прим. ред.) и ухудшения макроэкономической среды.
Эти шаги обращают вспять все достижения, достигнутые ранее в этом году, когда казалось, что восстановление экономики позволит центробанкам повысить процентные ставки, что пойдет на пользу прежде всего банковскому сектору.
Индекс европейских банковских акций упал примерно на 16%. Прошедшая неделя оказалась для них худшей за период с марта 2020 года, в результате чего потери банковского сектора с начала 2022-го составили 20%. Акции российских кредиторов, таких как австрийский Raiffeisen или французский SocGen, упали примерно на треть за неделю.
Бонды ниже нуля
Беспорядок на европейских рынках, повышенная неопределенность в отношении экономических перспектив и резкая убыль надежд на повышение ставок означают, что инвесторы стремятся отыскать и приобрести облигации-«убежища».
В Германии, эталонном эмитенте облигаций еврозоны, доходность 10-летних долговых гособлигаций упала на прошлой неделе на 30 базовых пунктов, что стало самым большим недельным падением со времен долгового кризиса евро в 2011 году.
При −0,08% немецкие бонды вернулись на территорию отрицательной доходности. Другими словами, инвесторы просто готовы платить правительству Германии за хранение своих облигаций в условиях неопределенности. Это совсем иная ситуация, чем еще неделей раньше, когда доходность немецких гособлигаций составляла 0,22%.
Рубль в «отключке»
На прошлой неделе российский рубль упал более чем на 30% в офшорной торговле (это была худшая неделя за всю его историю) и примерно на 20% — на московских торговых площадках. Спред Bid-ask (превышение цены, по которой участник финансового рынка готов продать финансовый инструмент (Ask), над ценой, по которой он готов его купить (Bid). — Прим. ред.) очень широк, и это является признаком испаряющейся ликвидности.
Расхождение между оншорной и офшорной торговлей иллюстрирует, насколько Россия после жестких санкций и контрмер оказалась отрезана от мировых финансовых рынков.