В том, что может случиться с баррелем Brent, разбираемся на материале свежей колонки в Bloomberg Opinion Хавьера Бласа — обозревателя издания, пишущего на темы энергетики и сырьевых товаров, автора книги «Мир на продажу: деньги, власть и трейдеры, торгующие ресурсами Земли».
Бенчмарк уронили
Всемогущий бенчмарк нефти марки Brent пробит! Это должно вызвать тревогу, поскольку Brent колеблется на уровне $100 за баррель и разжигает глобальную инфляцию.
В мире нефти Brent является самым важным ценовым ориентиром — точкой отсчета для миллиардов долларов, обмениваемых через сложную сеть физических, форвардных, фьючерсных и опционных контрактов. Во многих отношениях это нефтяной эквивалент Libor — дискредитированного эталона процентной ставки, используемого на финансовых рынках.
Аналогия уместна, потому что Brent тоже сломан. Не верьте мне на слово, послушайте британскую нефтяную компанию BP Plc. «В результате недостаточной ликвидности, — заявила она недавно, — мы видим все больше и больше регулярных нарушений в стоимости эталона». Конечно, нефтяные трейдеры не манипулируют Brent так, как банки с Libor. Но слово «нарушения» применительно к цене на нефть — это то, что не может не беспокоить регуляторов и политиков, особенно для сорта Brent, колеблющегося сейчас около $100 за баррель.
Индустрия нефтеторговли собирается на этой неделе в Лондоне на ежегодную встречу, известную на протяжении десятилетий как International Petroleum Week, но теперь политкорректно переименованную в International Energy Week. Фиксация барреля Brent должна возглавить повестку дня.
Родословная Brent
Brent стал эталоном, когда добыча нефти в Северном море на протяжении 1980-х и 1990-х годов интенсивно росла. Тогда это было полезно, потому что это была репрезентативная справочная цена для большей части мировых баррелей. Но сегодня Brent не хватает ликвидности, означающей на нефтяном рынке фактические баррели черной, липкой субстанции — нефти.
Мир потребляет около 100 млн баррелей в день, но эталон оценивает только небольшой кусочек всего этого, поскольку представляет собой лишь часть добычи в Северном море. В хороший месяц Brent — это примерно 1 млн баррелей в день, в плохой — всего-навсего 0,5 млн баррелей. Этого явно недостаточно.
Учитывая, что вокруг добывается так мало нефти марки Brent, бенчмарк уязвим для сжатия — например, если сторона выкупает всю имеющуюся нефть, а затем удерживает остальную часть рынка для выкупа. Мы наблюдали это в прошлом, и это вполне может повториться нынешним летом, когда нефтяники на Северном море проводят ежегодное техническое обслуживание своих установок, а объем производства падает до минимума. Решение казалось очевидным в течение многих лет — добавить в бенчмарк больше сырой нефти.
Справка Office Life
Первоначально эталон отражал цену барреля, добытого на месторождении Brent, которое было принято в эксплуатацию в 1976 году. Поскольку добыча Brent упала спустя десятилетия, в эталон были добавлены другие сорта Северного моря: Forties и Oseberg crudes в 2022 году, Ekofisk в 2007-м и Troll в 2017-м.
Сейчас возможности расширения за счет других сортов Северного моря исчерпаны. Теперь, когда добыча нефти марки Brent находится в терминальном спаде, необходимо включать в бенчмарк нефть из-за пределов региона.
Рецепт нефтяного коктейля
Отрасль слишком долго обсуждала, что делать. В начале 2021 года S&P Global Platts, оценивающая физическую цену Brent и выступающая де-факто регулятором бенчмарка, предложила революционный план: добавить к корзине Brent ее главного конкурента — West Texas Intermediate (WTI) из США, а также изменить характер контракта с оценивающего нефть на терминалах Северного моря без учета фрахта на включающий фрахт в региональном нефтяном узле — порту Роттердама. Большая часть отрасли отказалась. Через несколько недель Platts отозвала предложение, хотя произошло это только после того, как рынки взволновались.
A новое предложение уже легло на стол заинтересованных сторон. Оно тоже добавляет нефть WTI в бенчмарк Brent, но не меняет характер контракта. Этот план, также выдвинутый Platts, похоже, имеет солидную поддержку со стороны отрасли. Да, это не то, чего хотели бы все, но, вероятно, 80% пожеланий, что достаточно приемлемо для большинства участников рынка, согласно моему неофициальному опросу нефтяных трейдеров, брокеров, компаний и банков.
Решение имеет некоторые проблемы: оно оставляет бенчмарк Brent на милость Белого дома. Американские чиновники в прошлом говорили об угрозе прекращения экспорта американской нефти. Если бы это произошло, бенчмарк очутился бы в ловушке и разрушил бы рынок. План также не нравится некоторым нефтяным терминалам Северного моря, опасающимся падения выручки.
Следующие шаги все еще остаются неясными. В таинственном мире нефти Северного моря торговля сортом Brent регулируется так называемым соглашением SUKO-90. Этот документ, устанавливающий общие условия торговли, представляет собой продукт творчества не регулятора или Platts, а британского нефтяного гиганта Shell Plc. Shell еще не высказалась на предмет того, поддерживает ли она новое предложение или обновит соглашение SUKO-90. Впервые отрасли, возможно, придется поручить третьей стороне переписать правила торговли.
Даже если все выскажутся за пересмотренный план, новый бенчмарк Brent не вступит в действие до лета 2023 года. Это означает, что впереди несколько трудных месяцев.
В конце прошлого года BP предупредила, что без быстрых действий эталон будет менее устойчивым в течение следующих двух лет, что приведет к еще более частым сдвигам и нарушениям. Регуляторы должны были подтолкнуть всех, включая Platts и InterContinental Exchange Inc., крупнейшего биржевого оператора, контролирующего фьючерсные контракты Brent, двигаться оперативнее и быстрее. Как и в случае с Libor и лондонским Сити, регуляторы слишком долго позволяли нефтетрейдерам саморегулироваться. Если что-то сломается, это будет на их совести.
Ветер с моря дул, нагонял беду...
Не только ситуация с нефтяным бенчмарком сигнализирует о запредельной волатильности мировых энергорынков. Взлетевшие цены на электроэнергию резко упали на большей части северо-запада Европы, пишет Блас в своем Twitter. По континенту прокатились два урагана, которые вращали ветряки столь интенсивно, что выработка энергии ветра увеличилась почти до рекордного уровня. Если после ураганов и шквалистого ветра снова воцарится тихая, безветренная погода, тарифы на электроэнергию опять возрастут. Получается, что вместо невидимой руки рынка их главным регулятором выступает теперь невидимая рука стихии.