«Имеют ли ваши слова смысл? Имеют ли они истинную ценность? Есть ли подразумеваемая истина, которая придает им вес, или ваши слова произносятся просто для эффекта и не имеют никакого значения для завтрашнего дня?» — вопрошают в приложении к FT под названием ESG Specialist знаменитый экономист Нуриэль Рубини и его соавторы Пол Смит и Кюбра Колдемир. Оказывается, крупные компании, отчитываясь о соответствии ESG, имеют привычку привирать или хотя бы приукрашивать реальность, обеспечивая себе так называемую зеленую промывку.
Привлечение корпораций к ответственности
Регулирующие органы и потребители все более внимательно изучают информацию об устойчивом развитии корпораций. В результате все больше и больше компаний оказываются втянутыми в судебные разбирательства, спровоцированные раскрытием информации. Недавние примеры: Vale, BP, Volkswagen, Facebook и Kmart. Инвесторы все чаще склонны оспаривать вводящую в заблуждение информацию либо путем давления на акционеров, влияния на советы директоров, либо через регулирующие органы. Люди привлекают к ответственности правительства и корпорации, бросая вызов несоблюдению законов, связанных с климатом. Судебные тяжбы по вопросам климата являются ключевым фактором в усилиях, направленных на то, чтобы заставить правительства и корпорации выполнять свои обязательства в связи с изменением климата. Сентябрьский запуск кампании #SeeYouInCourt Международной федерацией прав человека, включающей 192 правозащитные группы в более чем 100 странах, — часть организованной кампании против загрязняющих предприятий.
На эту тему необходимо обратить внимание корпоративным советам директоров и их юридическим консультантам. Это значительно повышает ставки на все формы публичных заявлений об устойчивости, увеличивая риски на нескольких уровнях, если данные заявления не подкрепляются подтвержденными фактами.
Слова должны выдерживать критику, то есть избегать противоречий... Компании не могут сделать заявление в одной области своего бизнеса об устойчивости, но действовать вопреки этому в других областях. Именно здесь слова имеют больший вес, чем юридические контракты и соглашения...
Банки особенно часто оказываются на линии огня. Те, кто присоединился к решениям климатического саммита в Глазго об абсолютном нуле, очень уязвимы. Поэтому информация о том, что некоторые из них все еще предоставляют кредиты угольным компаниям, вызвала фурор среди экологических групп.
Заинтересованные стороны, предпочитающие экологически чистые продукты, хотят верить в этику своего банка... Согласование кредитной книги с обязательствами банка по охране окружающей среды невероятно сложно, но необходимо приложить максимум усилий, чтобы убедиться, что слова соответствуют делам.
Справка Office Life
Совместное предложение Великобритании и TCFD (Рабочей группы по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата. — Ред.) на XXVI конференции ООН по изменению климата расширит сферу обязательного раскрытия финансовой информации о климате. Предполагается запрашивать сведения для TCFD от управляющих активами, страховщиков жизни и поставщиков пенсионных услуг.
Глобальные регулирующие органы тоже требуют от управляющих активами более подробной информации о заявлениях, содержащихся в информационных бюллетенях, проспектах и рекламных материалах фонда. Они требуют детализации и глубины. Одна недавняя заявка на IPO энергетической компании была отложена австралийским регулирующим органом из-за отсутствия надлежащего раскрытия информации о заявлениях про выбросы углерода с нулевым уровнем. Особое внимание уделяется соответствию слов и поступков.
Сопоставимость данных является ключевым фактором для инвесторов. Процесс проверки правильности инвестиций совершенствуется, несоответствия и проверка данных все чаще приводят к ошибкам. В 2018 году штат Нью-Йорк подал в суд на Exxon Mobil, обвинив ее в том, что она публично указала одну косвенную стоимость углерода, но применила во внутреннем руководстве другую и не учитывала никаких косвенных затрат к некоторым из своих запасов — следовательно, неверно представляла риск, с которым сталкивается ее бизнес даже при маловероятном сценарии потепления на 2 °C. Суды не нашли нарушений, но аналогичное дело против нефтяного гиганта в штате Массачусетс находится на рассмотрении.
Сопоставимые риски применимы к корпоративным рекламным кампаниям, хотя вызов бизнесу в первую очередь будет исходить от активистов или экологических групп, а не от регуляторов. Искажение информации о масштабах перехода на возобновляемую и низкоуглеродную энергию со стороны ресурсных корпораций — находка для экоактивистов. Рекламные кампании, создающие скорее видимость экологичности, чем экологичную реальность, все чаще приводят к частным судебным искам.
Обязательства ESG
Важно, чтобы корпорации и финансовые учреждения создавали необходимые экологические, социальные и управленческие ресурсы и пересматривали свои механизмы управления для обеспечения надлежащего надзора за ESG на уровне совета директоров.
Есть способы добиться этого. Например, ARCH Emerging Markets Partners, базирующаяся в Лондоне консалтинговая компания по прямым инвестициям, нанимает независимых консультантов для оценки рисков ESG и возможностей потенциальных инвестиций в соответствии с международными стандартами ESG. Она запустила фонд, фокусирующийся на металлах и их вкладе в декарбонизацию и электрификацию мировой экономики, и не полагается на рейтинги ESG или раскрытие информации о компаниях, публично или иным образом, в процессе проверки... Портфельные компании ARCH, как ожидается, возьмут на себя ответственность за установление контроля за исполнением своих обязательств по ESG, включат критерии ESG в корпоративную политику вознаграждения и будут ежегодно публиковать на платформе Digbee ESG информацию, ориентированную на горнодобывающий сектор и подлежащую независимой оценке.
Говорить одно, а делать другое? Такой подход может привести к серьезным практическим последствиям. Например, к остановке инфраструктурных проектов из-за несоответствия Парижскому соглашению или длительным коммерческим спорам. Компаниям необходимо проявлять больше осторожности, проверять точность своих заявлений, быть более сдержанными в своих экологических претензиях и проводить надлежащий анализ воздействия своей деловой деятельности, если они действительно намерены идти по пути ESG, а не просто говорить об этом.