«Да» и «нет» без «не знаю». Избранные прогнозы The Financial Times на 2022 год
Из всего многообразия затронутых в очередном прогностическом материале FT тем мы выбрали те, которые непосредственно касаются мировой экономики.
С наступившим! Пусть в 2022 году сбываются только хорошие прогнозы.
Вернется ли инфляция к целевому показателю ФРС США в 2% к концу года?
Нет. Идея о том, что инфляционный сюрприз прошлого года будет преходящим, была ошибочной. Дефицит, наблюдаемый в 2021-м, действительно может оказаться временным. Но компонент жилья в индексе потребительских цен (ИПЦ), по-видимому, резко возрастет. Рынок труда накаляется, наблюдаются низкий уровень безработицы и высокий уровень вакансий и увольнений. Резкий рост инфляции сделал краткосрочные реальные процентные ставки еще более негативными. Умеренное ужесточение кредитно-денежной политики, ожидаемое от ФРС в 2022 году, и длительные паузы между ужесточением и его последствиями делают вероятным сценарий, при котором базовая инфляция, особенно инфляция заработной платы, будет расти, а не падать. (Мартин Вульф)
Закончится ли Великая отставка? (Great Resignation — массовый уход рабочей силы с легального рынка труда. — Ред.)
Да. Или ситуация по крайней мере несколько облегчится. В США процесс уже начинает набирать обороты, и матери, прекратившие работу, когда школы были закрыты, возвращаются на рынок труда. При условии, что волна «омикрона» пройдет, большинство работников вернется к работе по мере того, как вирус отступит, а сбережения, накопленные в 2020–2021-м, сократятся. Но демографическое старение и снижение миграции означают, что рынки труда по-прежнему будут напряженными, а работники в районах с дефицитом рабочей силы будут иметь больше шансов на повышение зарплаты и улучшение соцпакета, чем до пандемии. (Дельфина Штраусс)
Упадет ли индекс S&P500 более чем на 10%?
Да. Трудно поверить, что ФРС США, по сути, устанавливающая цены на мировых фондовых рынках, может найти выход из периода чрезмерного денежно-кредитного стимулирования, не встряхнув рынок акций, особенно с учетом того, что инфляцию оказалось гораздо труднее приручить, чем предсказывало большинство инвесторов, аналитиков и политиков. Вероятность того, что ФРС придется сильно ударить по тормозам, реальна, особенно учитывая, насколько политизированной стала инфляция в США. Останутся ли рынки привязанными к более низкому уровню — это совершенно другой вопрос. (Кэти Мартин)
Будет ли раздел 230 реформирован, чтобы обуздать Big Tech? (Раздел 230 закона США 1996 года об этике в сфере коммуникаций гласит, что владельцы IT-платформ не являются издателями всех сообщений, размещенных на них. — Ред.)
Нет. Многие по обе стороны политического спектра хотят реформировать эту лазейку, позволяющую технологическим компаниям избежать юридической ответственности за вредоносный контент на своих платформах, но по разным причинам: демократы и республиканцы обеспокоены различными типами контента. В Конгрессе есть несколько предложенных законопроектов о реформе, и разоблачительные доказательства того, что Facebook (теперь — Meta) знал о том, что его приложения вредили подросткам, подлили масла в огонь. Поскольку на обе стороны политического спектра оказывается давление, чтобы они были более жесткими в отношении Big Tech в преддверии промежуточных выборов, отсутствие простого решения затруднит принятие одобряющего внешнее регулирование варианта. (Рана Форухар)
Будут ли акции Tesla в конце года выше, чем сейчас?
Да. По любым традиционным финансовым показателям акции Tesla остаются безумно переоцененными, несмотря на сильное падение к концу года. Соотношение цены и прибыли, превысившее в 2021 году 300, предполагает, что все, что может пойти хорошо в Tesla, будет продолжаться в неопределенном будущем. Но акции Tesla стали чем-то большим, чем просто претензия на будущий корпоративный денежный поток. Благодаря переменчивому гению исполнительного директора Илона Маска они стали альтернативными NFT (non-fungible token, невзаимозаменяемый токен. — Ред.) — нефинансовыми билетами в будущее. Покупателей этого конкретного вида токенов пока больше, чем продавцов. (Джон Торнхилл)
Последуют ли другие страны за Китаем в вопросе запрета майнинга криптовалют?
Нет. Через три месяца, после того как Китай объявил всю криптоактивность незаконной, она все еще рассматривается как неизбежное зло... Большинство регулирующих органов говорит, что широкий запрет на криптовалюты будет невозможно реализовать на рынках с бесплатным и легким доступом в интернет. Регулирующие органы, особенно на Западе, естественно, тоже сопротивляются запрещению рыночной деятельности без действительно веской причины — такой как доказательства фактического причинения вреда. В большинстве юрисдикций этот подход материализуется не в запрете, а в установке ограничений. США приступили к разработке законодательства, включающего запрет небанковским эмитентам выпускать некоторые виды криптовалют. ЕС разработал проект правил регулирования тех, кто обслуживает криптоактивы и выпускает их. Одним из исключений из этой тенденции является Индия, правительство которой заявило в ноябре, что рассматривает возможность запрета частной криптоактивности. (Лора Нунан)
Будет ли больше музыкантов противостоять мощи потоковых гигантов?
Да. Когда Адель потребовала, чтобы Spotify усложнила пользователям перетасовку треков на ее альбоме, потоковая служба галантно написала в Twitter: «Все для вас». Недавнее исследование в Великобритании показало, что 80% потоков исходят от 1% исполнителей. Сохранение этого элитного десерта жизненно важно, как и в случае с усилиями Spotify по исправлению препятствий, вынудивших Тейлор Свифт временно снять с платформы свой контент в 2014-м. Но потоковые платформы должны остерегаться превращения в камердинеров суперзвезд. После того как Spotify переборщила с продвижением альбома Дрейка 2018 года Scorpion, разгневанные подписчики потребовали возврата денег. Политика «все для тебя» будет усиливаться, но раболепие тоже несет в себе риски. (Людовик Хантер-Тилни)
Лопнет ли пузырь NFT, связанных с искусством?
Нет. С момента продажи Beeple за $69 млн на аукционе Christie’s в марте NFT, связанные с искусством, росли со скоростью, которая всех удивила. Галереи и аукционные дома создали специальные отделы NFT; ведущие художники, в том числе Дэмиен Херст, занялись специальными проектами; легион неизвестных имен запускает NFT каждый день. Это явление имеет все признаки классического пузыря, поэтому в какой-то момент почти наверняка произойдет резкая коррекция. Но количество игроков, выходящих на поле, их гибкость и скорость инноваций означают, что по крайней мере в 2022 году этот рынок продолжит расти. Однако, хотя впереди целый год, будьте осторожны. (Джен Далли)
Фото: depositphotos.com