В среду, 27 октября, правительство официально снизило прогноз роста немецкой экономики в 2021 году. Как передает Reuters, официальная версия произошедшего звучит так: «Узкие места в поставках полупроводников и растущие энергозатраты задерживают восстановление крупнейшей экономики Европы». Как бы тонко намекая на то, что основная проблема в логистике, Bloomberg иллюстрирует материал о пересмотре прогноза фото контейнерного терминала HHLA Tollerort GmbH в порту Гамбурга. И все (или почти все) немецкие СМИ тоже так делают, подчеркивая, что в основе — банальный срыв поставок, и подразумевая, что по газу Берлин надеется договориться.
Как замедляется экономика
Полупроводники — это знаменитый немецкий автопром, одна из ключевых экспортных статей и многое другое из ассортиментной номенклатуры промсектора. «Отсутствие чипов привело к тому, что задержка со сборкой не позволяет доставить покупателям сотни тысяч автомобилей. Поэтому важно озаботиться о том, чтобы международные цепочки поставок поддерживались и возрождались», — было заявлено на пресс-конференции немецкого Минэкономики. Чтобы облегчить проблемы с поставками, правительство готовится поддержать строительство местных полупроводниковых заводов (ряд таких предприятий уже построен. — Прим. ред.) несколькими миллиардами евро в надежде на то, что в ближайшее время это привлечет еще больше инвестиций со стороны частного бизнеса.
Другие продукты, названные министром экономики Петером Альтмайером виновными в пересмотре планов, — это стройматериалы, подкосившие недвижимость с ее бесчисленными мультипликаторами, и, конечно же, резко подорожавший газ. Поскольку к динамике промпроизводства и спросу на материалы или комплектующие привязана куча биржевых индексов, любая манипуляция с прогнозом роста имеет далеко идущие последствия. Недаром на той же пресс-конференции Альтмайер торжественно провозгласил: «Ввиду нынешних узких мест в поставках и высоких цен на энергоносители во всем мире ожидаемого окончательного рывка в этом году не произойдет». Это минус — экономика Германии и всего ЕС не восстановится до доковидного уровня в этом году.
В чем плюсы? По словам Альтмайера, их два: 1) экономика остается стабильной, несмотря на пандемию COVID-19; 2) экономика продолжает восстанавливаться, просто снизив темпы.
Как пересматривают прогнозы
Что же Минэкономики Германии сделало с прогнозом восстановления экономики? Просто отодвинуло оптимизм на ближайшую перспективу. Так уже было с кризисом полупроводников: сперва все предсказывали, что он закончится вместе с 2021 годом; сейчас говорят, что поставки нормализуются в I–II квартале 2022 года. Вот и Альтмайер предсказывает, что объем производства в Германии, вероятно, вернется к своему допандемическому уровню к концу марта, на квартал позже, чем ожидалось. «В 2022 году экономика значительно наберет обороты», — обещает министр.
Справка Office LifeАпрельский прогноз правительства Германии предполагал рост экономики на 3,5% в 2021 году и на 3,6% в 2022-м. Октябрьский прогноз предполагает, что экономический рост в 2021 году составит лишь 2,6%, но в 2022-м достигнет 4,1%. В 2023 году, согласно пересмотренному прогнозу, рост нормализуется на уровне 1,6%.
Очень интересно сравнение прогнозов правительства и ведущих исследовательских институтов Германии. Независимые эксперты видят итоги 2021 года менее оптимистично, чем Альтмайер. Зато их взгляд на будущий год значительно безоблаченее.
Справка Office LifeСовместный прогноз ведущих исследовательских институтов Германии на 2021 год понижен с 3,7 до 2,4%, на 2022-й — повышен с 3,9 до 4,8%.
Составляемые дважды в год прогнозы Минэкономики Германии не только сигнализируют рынкам о ключевых трендах развития, но и помогают направлять бюджетное планирование. Немцы — народ точный и педантичный: до сих пор прогнозные показатели у них, как правило, выполнялись. Особенно при нынешнем правительстве и канцлере Ангеле Меркель.
Меркель уходит — и выясняется, что рост в этом году будет значительно слабее, чем прогнозировалось, что крупнейшая экономика Европы избавится от затяжных последствий пандемии лишь в 2022 году, когда ускорятся сокращение предложения и расширение.
Как нормализуют цепочку поставок
Англоязычные СМИ успокаивают усомнившихся в будущем немецкой экономики тем, что на смену Меркель придет нынешний министр финансов Олаф Шольц, а в новой парламентской коалиции помимо СДПГ еще и «дружественная к бизнесу» СвДП, а также «зеленые». Но дело не в политике, а в способности нового правительства преодолеть кризис цепочки поставок.
Некоторые неотложные меры анонсировал на пресс-конференции 27 октября министр экономики. «Новое правительство, безусловно, подумает о том, какие меры оно может принять, чтобы компенсировать повышение цен на отопление, транспорт и электроэнергию для тех, кто больше всего пострадал. Речь идет о частично частных компаниях, частично пенсионерах и людях с низкими доходами», — пояснил Альтмайер. Для всего этого, понятно, опять понадобятся деньги.
Что касается энергокризиса, Альтмайер заявил: есть шанс того, что рост цен на энергетических рынках скоро закончится, добавив, что не ожидает каких-либо проблем с поставками на газовых рынках в зимние месяцы. Иными словами, немцы уверены в дружеском расположении «Газпрома» и Владимира Путина, их способности пойти на уступки уважаемым партнерам.
Гораздо хуже дело обстоит с инфляцией. Правительство Германии ожидает, что инфляция вырастет в 2021 году до 3%. Для Германии это много, экстраординарно много, особенно с учетом масштаба скачка по сравнению с 2020 годом. Альтмайер ожидает, что инфляция ослабнет в начале 2022 года, поскольку цены на энергоносители снова снизятся. Как и в США, в Германии официоз рассматривает постковидное повышение цен как временное и незначительное.
Справка Office LifeВласти Германии ожидают снижения инфляции потребительских цен до 2,2% в 2022 году и до 1,7% в 2023-м. В 2020 году инфляция потребительских цен в стране составила 0,5%.
Официальный пересмотр прогноза на 2021-2022 годы и материалы СМИ, иллюстрированные живописными видами гамбургского порта, — сигнал того, что кризис цепочки поставок стал глобальным, охватив и Европу. Основа немецкого экспорта — не только автомобили, но и машины, оборудование вообще, а также продукция химической отрасли. Среди его потребителей и Беларусь, поэтому, к сожалению, немецкие проблемы с поставками почувствуют и у нас, в первую очередь машиностроительные и химические предприятия.