Цены, цепочки поставок и Уолл-стрит: сколько продлится похмелье глобальной экономики
Несмотря на хорошие новости о вакцинации против COVID-19, солидный экономический подъем и, казалось бы, безграничный оптимизм на Уолл-стрит, мы еще далеко не вышли из тупика.
Глобальная цепочка поставок развалилась. Европа и Азия сталкиваются с потенциально серьезной нехваткой энергии. А ожесточенное столкновение по поводу потолка госдолга (республиканцы в Конгрессе препятствуют Казначейству США в дальнейшем повышении потолка госдолга. — Прим. ред.) еще далеко от разрешения. Все это держит мировую экономику в тисках, от которых мы не освободимся в ближайшее время.
«Сейчас, сегодня, так же много неопределенности, как и в марте 2020 года, когда разворачивалась пандемия», — говорит Майк О’Рурк, главный рыночный стратег Jones Trading. Единственная разница, поясняет он, заключается в том, что инвесторы в настоящее время купаются в легких деньгах, что позволяет им не обращать внимания на мрачные заголовки.
Хаос в цепочке поставок
Администрация Байдена делает все, что в ее силах. В среду Белый дом объявил о 90-дневном спринте для устранения заторов в портах, переведя порт Лос-Анджелеса на график 24/7 и запросив поддержки частного сектора для расширения своих ночных бдений.
Но правительство может сделать только это. Переход к расписанию 24/7 — это «низко висящие плоды», утверждает Джефф Фримен, генеральный директор Ассоциации потребительских брендов. Порты за рубежом работают таким образом уже несколько месяцев.
Проблема гораздо глубже, чем пробки на дорогах. Водители грузовиков, например, пользуются высоким спросом практически везде. Но так же обстоят дела и с грузовиками, полагающимися на полупроводниковые чипы, борьба с дефицитом которых, как вы уже догадались, отложена до конца времен.
Большинство финансовых руководителей ожидают, что проблемы с поставками сохранятся до 2022 года, если не дольше, согласно опросу, опубликованному на днях Университетом Дьюка.
Цены растут
Все это ведет к росту цен. Вам не нужна докторская степень по экономике, чтобы понять это, и все же центробанки и экономисты по-прежнему называют повышение цен «временным». ФРС так часто и так долго использовала этот термин, что он практически потерял всякий смысл.
Одно из последних октябрьских официальных сообщений ФРС звучит так: «Сотрудники ФРС продолжают ожидать, что рост инфляции в этом году окажется временным». В тот же день правительство опубликовало данные, показывающие, что индекс потребительских цен вырос на 5,4% в сентябре по сравнению с предыдущим годом.
«Временная» линия ФРС выглядит как принятие желаемого за действительное со стороны людей, чья работа состоит в том, чтобы поддерживать инфляцию на уровне 2%.
Как будто все вышеперечисленное было недостаточно тяжело для потребителей, приближается зима, и мир сталкивается с острой нехваткой энергии.
Справка Office LifeПо данным Управления энергетической информации США, домохозяйства США потратят зимой 2021–2022 гг. на 54% больше средств на пропан, на 43% — на мазут для отопления домов, на 30% — на природный газ, на 6% — на электрическое отопление.
По данным Европейской комиссии, в Европе скачки цен еще резче: оптовые цены на электроэнергию выросли на 200% по сравнению со средним показателем 2019 года. Цены на уголь в Китае находятся на рекордно высоком уровне, и уже начались веерные отключения электричества в целях экономии энергии.
Шансы на дефолт
И вот на таком фоне американские законодатели заигрывают с финансовой катастрофой. Президент Байден в пятницу утвердил временное повышение потолка госдолга, предотвратив неминуемый дефолт (коллеги сгущают краски — дефолт технический. — Прим. ред.) по нему. Но казначейство говорит, что эта сделка продлится только до 3 декабря, а дальше ожидается еще одна разборка республиканцев и демократов — как раз к рождественским праздникам!
Трудно переоценить, насколько разрушительным был бы дефолт. Миллионы потерянных рабочих мест сведут на нет все достижения рынка труда с момента начала пандемии; кредитные рынки затормозятся, выплаты федеральным работникам, пособия по медобслуживанию, зарплаты военным и другие выплаты будут прекращены.
«Никто не заслужил пощады! — заявила Майя Макгинеас, президент Комитета по ответственному федеральному бюджету, в прошлом месяце в интервью CNN. — Это было бы такой стихийной катастрофой, от которой мы бы не оправились, особенно в то самое время, когда наша роль в мире уже ставится под сомнение».
Шоры Уолл-стрит
Перед лицом столь большого риска вы можете задаться вопросом, почему Уолл-стрит кажется такой спокойной. Несмотря на недавнюю волатильность, индекс S&P500, самый широкий показатель Уолл-стрит, в этом году вырос более чем на 18%.
Инвесторы ненавидят неопределенность, но больше всего они любят легкие деньги.
«Это $10 трлн бюджетных и денежных стимулов, закачанных в экономику объемом $22 трлн», — говорит О’Рурк, торговый аналитик Jones. Все эти наличные деньги нейтрализовали сигналы о назревающих проблемах, которые инвесторы могли бы в противном случае получить.
«Ликвидности много, и всем приятно настолько, что они пока игнорируют эти заголовки, эти риски, — объясняет О’Рурк. — Но маловероятно, что они будут игнорировать все это вечно». Все это потому, что ФРС планирует начать тормозить свою политику легких денег — скорее всего, в следующем месяце. Страх упустить что-то — еще одно мощное чувство, заставляющее фондовые рынки гудеть. Инвесторы прекрасно понимают, что вечеринка не может длиться вечно, поэтому они сходят с ума, пока могут. По словам О’Рурка, мы находимся в «огромном пузыре акций». И трудно, если не невозможно, предсказать, каким окажется переломный момент.
От редакции
Office Life еще в конце 2020 года предупреждал, что восстановление не будет легким и быстрым, но американцы, понятно, Office Life не читают. Они верят во всесилие фондовых рынков, которые ненавидят неопределенность и любят легкие деньги. Поэтому администрации Байдена приходится вручную то импортозамещать полупроводники, то опускать цены на мясо, то переводить порт Лос-Анджелеса на круглосуточный режим работы.