Куда исчезает уголь?
Еще в конце 2010-х годов на фоне американо-китайских торговых войн Китай начал все чаще ссориться с Австралией, своим главным угольным поставщиком. В конце сентября 2021 года Австралия, США и Великобритания сформировали военно-политический альянс AUKUS, направленный понятно против кого — с этого момента отношения Пекина с Австралией испортились окончательно.
Развитые страны весь 2021 год давили на Пекин по вопросам «зеленой повестки» — в частности, отказа от угля при электрогенерации. Вообще, Китай — чемпион по использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ), успешно выводивший из эксплуатации угольные ТЭС. Но Запад требовал больше — и теперь внутри КНР энергокризис воспринимается как результат продавливания «зеленой повестки», благо накануне активно шло закрытие шахт для снижения загрязнения воздуха.
Следующий фактор — стихийное бедствие: наводнение в провинции Шаньси. Внутри КНР основной источник угля — это Шаньси, соседняя Шэньси и Внутренняя Монголия. В связи с чем энергоресурсы КНР дополнительно сократились. Из других локальных причин упомянем еще сокращение гидрогенерации из-за сухого лета и кампанию по борьбе с коррупцией в угольной промышленности.
Справка Office LifeПо официальной оценке властей провинции, наводнения в Шаньси привели к перемещению около 120 тыс. человек и повреждению более 190 тыс. га сельхозпосевов. Местные органы власти Шаньси и Внутренней Монголии рассчитывали на 200 шахт для увеличения добычи, но 60 шахт в Шаньси оказались затоплены, а 4 шахты с совокупной годовой производительностью 4,8 млн. т остались закрытыми.
С глобальным влиянием на экономику КНР все проще: сырьевой бум вызвал скачок цен на уголь, и, как пишет The Financial Times (FT), «высокие международные и внутренние цены на уголь и строгие ограничения на маржу производителей электроэнергии сделали работу многих угольных электростанций финансово убыточной». Правда, руководство КНР сняло прежний ограничительный барьер роста тарифов на электроэнергию, разрешив ей подорожать не на 10%, а на 20%, но, похоже, решение было принято чересчур поздно.
В общем, шахтеры получили наказ партии резко нарастить добычу, страну охватило нормирование энергопотребления для промышленных (иногда и жилых) районов с периодическими отключениями электричества.
Кого будем отключать?
В среду, 13 октября, как сообщает Reuters, угольные фьючерсы в КНР достигли очередного рекордного максимума. Тому есть объективные причины: энергопотребление продолжает расти, а снятие ограничений на ценообразование при электрогенерации лишь придает ускорение этому росту.
Справка Office LifeПо данным Национального управления КНР по энергетике, в сентябре 2021 года потребление электроэнергии в КНР выросло на 6,8% по сравнению с 694,7 млрд кВт/ч годом ранее. В годовом исчислении общее потребление электроэнергии за 9 месяцев текущего года увеличилось на 12,9%.
Пекин уже распечатал запасы австралийского угля во временном хранении, но длящийся почти год неофициальный запрет на импорт топлива из Австралии все равно оставил в силе. При этом в сентябре импорт угля в Китай вырос до самого высокого уровня за 2021 год.
Справка Office LifeКНР импортировала 32,88 млн т угля в сентябре, что на 76% больше, чем за аналогичный период 2020 года. По подсчетам Reuters, этот месячный показатель стал пятым по величине за всю историю наблюдений.
При этом не все так однозначно и с импортом: ввоз угля из России и Монголии сокращен из-за ограниченной пропускной способности железных дорог, поставки из Индонезии затруднены дождливой погодой, ставка сделана на уголь из Казахстана.
Справка Office LifeНаиболее активные январские фьючерсы на тепловой уголь Чжэнчжоу 13 октября достигли рекордного уровня в 1640 юаней ($254,44) за тонну, увеличившись почти в 3 раза по сравнению с 2020 годом.
Динамика стоимости угольных фьючерсов в КНР, 2018-2021 (юаней за тонну)
Власти КНР уже принимают меры в связи с кризисом, однако для того, чтобы эти шаги дали эффект, нужно время. Парадоксально, но, как передает Reuters, «общий рост экспорта из второй по величине экономики мира неожиданно ускорился в сентябре, поскольку устойчивый мировой спрос компенсировал некоторое давление на заводы из-за нехватки электроэнергии».
Какие отрасли столкнулись с ограничением энергопотребления и производства в первую очередь? Догадаться нетрудно: Китай — не только крупнейший в мире потребитель угля, но и крупнейший в мире производитель стали. 13 октября власти дали указание сталелитейным заводам в 28 городах сократить производство в зимний период по крайней мере на 30% для достижения производственных и климатических целей. Но вообще пострадали самые разные отрасли, включая предприятия, работающие на Apple и Tesla.
Европа недовольна
В тот же день, 13 октября, Reuters со ссылкой на представителей европейского бизнеса в КНР сообщило, что дефицит электроэнергии, «вероятно, вынудит некоторые европейские компании, работающие там, откладывать заказы». Другие компании, по данным агентства, «недовольны тем, как власти уведомляют их об отключениях электроэнергии». «Многим приходится откладывать свои заказы, их клиенты недовольны, это влияет на обычный бизнес. Возможно, некоторые клиенты отменят свои заказы», — цитирует Reuters прогноз Клауса Зенкеля, вице-президента и председателя Южно-Китайской торговой палаты в Европейской торговой палате. По словам Зенкеля, отдельным компаниям пришлось полагаться на собственные дизельные генераторы, когда они потеряли доступ к регулярному источнику питания.
Еще одна распространенная жалоба состоит в том, что «заводы часто получают уведомления от местных органов власти об отключении электроэнергии прямо в день отключения, что ограничивает способность производителей планировать работу». Ее Reuters озвучил Бернхард Вебер, зампред Нанкинского отделения Европейской палаты: «Компании посреди ночи получают SMS-уведомления о грядущих отключениях электроэнергии». Если верить Веберу, только в экономической зоне в городе Уси власти выдают заводам суточную квоту на электроэнергию ежемесячно: «Все другие регионы, все другие города делают это изо дня в день. Так что вы никогда не знаете, сможете ли производить в следующую смену».
Справка Office LifeПо прогнозу Reuters, энергетический кризис продлится до конца 2021 года. Аналитики и трейдеры ожидают снижения потребления электроэнергии в промышленности на 12% в IV квартале 2021 года.
15 октября и 15 ноября — две даты начала отопительного сезона в северных регионах КНР. По оценке Йорга Вуттке, президента Европейской торговой палаты, эти дни обещают стать для промсектора критическими: могут возникнуть еще большая нехватка комплектующих и рост цен, если отключения электроэнергии продолжатся и в рождественский сезон. «Нас ждет марафон, а не спринт», — предсказывает Вуттке. По правде говоря, с ним не поспоришь.
Фото: depositphotos.com