«Папиццот»? Нет, по 15! Gartner — о последствиях глобальной реформы корпоративных налогов
«Это соглашение направлено на борьбу с попытками крупных ТНК переместить прибыль в низконалоговые юрисдикции. Если оно будет ратифицировано, то навсегда изменит динамику налоговых льгот, потому что прибыль, перемещенная в низконалоговые юрисдикции, столкнется с дополнительным налогообложением», — констатирует Ашвани Гупта, директор-аналитик Gartner. Всемирно известная исследовательская компания, одной из главных категорий клиентов которой традиционно являются IT-фирмы, подготовила «шпаргалку» по последствиям глобальной налоговой реформы для управляющих корпоративными финансами — что нужно сделать, чтобы оценить потенциальное влияние вводимых реформой новшеств на компанию. Всего таких шагов семь.
Office Life воспроизводит «шпору» для топ-менеджеров с незначительными сокращениями и комментариями. И напоминает вслед за Gartner: глобальная налоговая реформа еще потребует уточнения, утверждения и согласования со множеством инстанций, например: 1) с G-20, 2) с членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), 3) с национальными органами власти. Вот и Гупта о том же:
Эти изменения потребуют поддержки более чем 100 стран, и получить одобрение от государств с налоговыми ставками ниже 15% может оказаться непросто… Важно быть готовым к изменениям, но в ближайшей перспективе соглашения о минимальной ставке недостаточно для применения в глобальном масштабе.
Step by stepr: 7 шагов навстречу реформе корпоративного налогообложения
Шаг №1. Типовые сценарии. Большинство ТНК в результате введения глобального минимального налога почувствуют влияние на свои налоговые обязательства — особенно те, которые генерируют большую часть своей прибыли в странах с корпоративными налоговыми ставками ниже 15%. Налоговые руководители должны моделировать сценарии, способные количественно оценить дополнительные резервы, необходимые для будущих налоговых платежей, и понять, как изменения в налогообложении влияют на жизнеспособность их организации на новых рынках.
Шаг №2. Информирование заинтересованных сторон. Налоговые руководители должны быть в состоянии объяснить эту сделку и ее потенциальные последствия высшему руководству бизнеса. Объяснение должно включать в себя последствия, присутствующие в любом вероятном сценарии, особенно для публичных компаний, поскольку высшие руководители, скорее всего, столкнутся с последствиями налоговой реформы и новой эффективной налоговой ставкой, отчитываясь о собственных доходах.
Шаг №3. Понимание определений налоговой базы. Налоговая база — это налогооблагаемый доход, по которому исчисляются налоги. От страны к стране базы и ставки варьируются. Например, в отдельных странах разрешены некоторые вычеты, в то время как в других они считаются налогооблагаемыми. Важно быть в курсе любых изменений в определениях ключевых понятий и учитывать важные различия в моделях и технологических системах налогообложения разных стран.
Шаг №4. Обновление факторов риска. Глобальный минимальный налог, скорее всего, повысит эффективную налоговую ставку для ТНК. Они должны добавлять факторы риска в свою финансовую отчетность или обновлять их, проясняя риски, возникающие в связи с дополнительными налоговыми обязательствами.
Шаг №5. Изменение налогового процесса и технологии. Сроки превращения соглашения о корпоративной налоговой реформе в новую общемировую норму в настоящее время не определены. Однако важно оценить адаптивность существующих процессов и технологий перед лицом надвигающихся изменений в расчетах налоговых резервов и связанных с ними обязательств по соблюдению требований законодательства.
Шаг №6. Пересмотр и переоценка стратегий планирования. Страны с налоговыми ставками ниже новой глобальной минимальной ставки в 15%, скорее всего, окажут неблагоприятное влияние на это соглашение. Эффективность нынешних стратегий с участием таких стран потенциально будет снижена или сведена на нет. Налоговые руководители должны пересмотреть реализацию затронутых стратегий налогового планирования.
Шаг №7. Использовать имеющиеся стимулы. Определите любые невостребованные налоговые кредиты, предлагаемые странами для балансирования их новых дополнительных налоговых обязательств, таких как налоговые кредиты на НИОКР или экологические налоговые кредиты. Будьте в курсе новых налоговых льгот, вводимых странами для повышения своей конкурентоспособности в ответ на увеличение глобального минимального налога.
Вопросы, оставшиеся без ответа даже у Gartner
Вопрос: «Будет ли единая налоговая база?» Налог включает два существенных элемента: налоговую базу, на которую он начисляется и с которой взимается, и налоговую ставку. Соглашение о налоговой ставке набирает очки, но может быть осложнено тем, что разные страны по-разному определяют, что представляет собой налогооблагаемый доход и как рассчитывается налоговая база.
Чтобы иметь последовательно применяемый глобальный минимальный налог, все страны должны будут использовать одно и то же определение налогооблагаемого дохода и уплачиваемых налогов, чтобы выяснить, платит ли бизнес ниже глобальной минимальной ставки. Это та область, где требуется больше ясности, прежде чем может вступить в силу значимое соглашение о глобальных минимальных налогах.
Вопрос: «Удастся ли сторонникам унификации налогообложения провести его быстро?» Скорее всего, возникнет сопротивление со стороны стран со ставкой корпоративного налога ниже 15%, поскольку такого рода изменения могут очень сильно подорвать их экономическую модель. Однако это, как правило, небольшие государства, поэтому, если к соглашению присоединится достаточно развитых экономик, остальные будут вынуждены последовать их примеру или столкнуться с экономическими санкциями.
От редакции
Эпоха низких налогов и уютных офшорных гаваней заканчивается медленно, но неумолимо: после пандемии поднимают как налоги на доходы физлиц, так и корпоративные налоги. Да так, что даже МВФ и Всемирный банк уговаривают: надо, надо делиться. В США налоговики просят $80 млрд, обещая собрать кратно больше, в Великобритании задирают ставки, в Беларуси и других странах ЕАЭС пытаются унифицировать фискальную систему с уже цифровизированной российской. Особый присмотр — за наиболее прибыльными отраслями: как мы помним, и в Европе, и в Америке разговор об унификации корпоративного налогообложения начинался с IT — с миллиардных штрафов Google и Facebook (в Беларуси — с урезания льгот ПВТ). Быстро новую налоговую систему для компаний, работающих в более привлекательных с фискальной точки зрения юрисдикциях, не построят. И это значит, что на стадии ее строительства стричь откочевавший куда подальше бизнес будут временными механизмами (штрафы), потому что деньги большинству правительств мира нужны уже сегодня.