В Восточной Европе традиционные партнеры Белорусской цементной компании — Польша, Латвия, Литва. Есть виды на венгерский рынок, ведутся переговоры. Однако в Болгарии, Словакии, Чехии, где много местных производителей, входящих в международные холдинги, крайне трудно конкурировать. Скажем, Чехия ограничивается импортом из соседних стран — поставок из государств вне ЕС, в том числе из СНГ, практически нет. Имеется первый опыт сотрудничества Белорусской цементной компании с довольно перспективной для продаж Румынией — уже идут поставки газосиликатных блоков, разрабатывается логистика поставок цемента.
По словам начальника производственно-технологического управления Министерства архитектуры и строительства Игоря Буки, западные рынки имеют для нас огромный потенциал:
Диверсификация продаж уже дает свои результаты. Если еще недавно Россия занимала 90% в экспорте белорусского цемента, то сегодня Польша и страны Балтии стали вторым после нее рынком. Пропорции поставок на Восток и Запад — 60/40.
По словам чиновника, уже есть предложения от новых крупных европейских компаний-потребителей о поставке белорусских стройматериалов, при этом их в первую очередь интересует цемент. В перспективе рассчитывают в Минстройархитектуры и на украинский рынок, несмотря на имеющиеся сложности. Кстати, БЦК имеет уже четыре представительства за рубежом: два — в России, по одному — в Польше и Украине.
Сравнение средних контрактных цен при поставках на внешние рынки говорит о том, что дешевле всего белорусский цемент продается в Россию — по $50,4 за тонну (60,3% всего экспорта), на рынке Польши его удается сбывать за $52,7 (28%), в Латвии — за $58,5 (6%), Литве — по $60,3 (5%).
Польша: скачок спроса
На польском рынке доминируют 14 цементных заводов, принадлежащих 9 компаниям. Самые крупные — Górażdże Cement (доля — 22,9%) и Lafarge Cement (19,6%). Производственные мощности суммарно оцениваются в 22−24 млн тонн цемента, сейчас они загружены примерно на 80%.
Производство ориентировано на внутренний рынок. На экспорт идет только около 1,5% продукции. В то же время ежегодно растет импорт: за последние пять лет он увеличился в 2,7 раза, до 1,38 млн тонн в 2020 году. Внесли сюда свой вклад и белорусские производители. Если в 2018-м они поставили в Польшу 189,7 тыс. тонн цемента, а в 2019-м — 248,1 тыс. тонн, то в 2020 году произошел количественный скачок — 440,8 тыс. тонн. В первом квартале 2021-го удалось нарастить поставки еще на 2,5% за счет усилий торгового дома БЦК в Польше.
Одно только «но». Пока импортеры не несут расходы на торговые разрешения Евросоюза, взимаемые с польских цементников в рамках программы по борьбе с выбросами CO2. Однако в ЕС планируют ввести так называемый пограничный налог для зарубежных поставщиков ряда товаров — платеж должен стать одним из главных инструментов «Европейской зеленой сделки» и защиты европейских компаний, переходящих на менее парниковые, но более затратные технологии, от конкурентов, не уделяющих углеродной теме особого внимания. Это ударит по импортерам стали, цемента и удобрений. Впрочем, размер и порядок взимания налога еще предстоит уточнять и согласовывать, а это в ЕС дело долгое. Кроме того, в БЦК заявили, что уже начали работу в экологическом направлении.
Литва: помогает логистика
В 2020 году потребление цемента в Литве оценивалось в 900 тыс. тонн — 11%-ный спад к «доковидным» показателям. Из этого объема 740 тыс. тонн пришлось на единственного местного производителя — АО «Акмянес цементас». Остальной спрос удовлетворяли импортеры.
Что касается цен, то они сильно разнятся в зависимости от марки цемента. Если же говорить о ценах средних, то самый дорогой цемент ввозится в Литву из Польши — по $70 за тонну. Белорусские поставщики предлагают свой по цене около $60 за тонну , шведские — по $50, что позволяет им превосходить конкурентов в своем сегменте рынка. Но доля отечественного цемента на литовском рынке традиционно велика благодаря хорошей логистике. Лучший показатель был достигнут в 2019 году — 14% (144,9 тыс. тонн). В 2020-м из-за общего спада в строительстве доля сократилась до 6,3%, а объем поставок — до 51,2 тыс. тонн. В Белорусской цементной компании это объясняют трудностями сложившейся в мире ситуации, на фоне которой временно приостановлено сотрудничество с крупным литовским партнером.
В условиях снижения объемов строительства на рынке Литвы многое зависит от изменения цен на цемент. Их удержание на докризисном уровне или попытки даже увеличить чреваты значительным падением спроса, отмечают маркетологи БЦК.
Латвия: курс на вытеснение
Здесь тоже единственный производитель цемента — компания SCHWENK Latvija. Стратегия нового собственника, купившего завод в апреле 2019 года, — максимально быстрый возврат инвестиций. Одной из основных задач при этом стало вытеснение импортного цемента, доля которого составляла около 24% (более 169 тыс. тонн). С другой стороны, в прошлом году строительство в Латвии пошло на убыль, и предприятие активнее работало на внешний спрос — за рубеж поставлено почти 914 тыс. тонн цемента, что на 6,8% больше, чем в 2019-м. Причем Беларусь вошла в тройку главных экспортных направлений.
Впрочем, это не сказалось на белорусских поставках. Если в 2018 году в Латвию было экспортировано 33,8 тыс. тонн цемента, а в 2019-м — 58,3 тыс. тонн, то в 2020-м — 72,4 тыс. тонн. Но в первом квартале текущего года отечественный экспорт сократился на 38% по сравнению с январем — мартом 2020-го. Причину эксперты называют одну: аномально суровая зима и застывшие стройки.
Украина: пошлинами — по конкурентам
Украина за год потребляет 9,2−9,3 млн тонн цемента, из которых доля импорта — всего 5%, остальное покрывают 11 местных цементных заводов.
По данным Антимонопольного комитета Украины, в стране лидируют четыре основных производителя — группы CRH, ЧАО «Кривой Рог Цемент», ЧАО «Ивано-Франковскцемент», ЧАО «Дикергофф Цемент Украина» — с совокупной долей на рынке более 90%. Конкурировать по цене с ними могли лишь импортеры. И хотя их доля в 2019-м не превышала 8%, в отношении ближайших соседей были введены антидемпинговые пошлины. Как результат — рост цен на рынке до $80−100 за тонну и экспансия турецких производителей, на которых действие ограничительных мер не распространяется, вот они и пытаются заполнить нишу.
С введением антидемпинговых пошлин импорт в Украину из Беларуси сначала существенно уменьшился, а в 2020-м почти полностью прекратился. Например, если в 2018 году Беларусь поставила в Украину 272 тыс. тонн цемента, а в 2019-м — 195,7 тыс. тонн, то в 2020-м — ничего. Однако надежды на возобновление экспорта сохраняются.
Впрочем, украинские антидемпинговые пошлины, из-за которых белорусский цемент подорожал в 1,5 раза, имели и обратный эффект: выросли цены на местные железобетонные изделия и сухие строительные смеси. Белорусским заводам ЖБИ стало выгодно отправлять свою продукцию в Украину.
(Продолжение следует)