США: Глава ФРС предупреждает о временном характере роста цен
Глава американского центробанка допускает, что инфляция может временно вырасти, по мере того как экономика США оправится от пандемии, однако политики не допустят раскручивания гиперинфляционной спирали. Джером Пауэлл уверен, что ФРС сумеет обуздать инфляцию и удержать ее в рамках прогноза: «Мы не стремимся к инфляции, существенно превышающей 2%, и не стремимся к инфляции выше 2% в течение длительного периода».
Не принимая аргументов сенатора Рика Скотта о возможности долгосрочной и сильной инфляции, Пауэлл тем не менее подчеркнул, что в случае ее возникновения у ФРС найдутся средства сдерживания цен: «Мы хорошо понимаем уроки высокой инфляции 1960-1970-х годов и бремя, которое этот опыт создал для всех американцев... Мы не ожидаем инфляционного давления такого типа, но у нас есть инструменты для борьбы с таким давлением, если оно возникнет».
По мнению Пауэлла, для того чтобы поднять базовую ставку с диапазона 0–0,25%, ФРС должна убедиться, что достигнута полная занятость, а инфляция устойчиво превышает 2%.
Еврозона: ЕЦБ задумывается об учете жилья при расчетах инфляции
Многолетний бум мировых цен на жилье заставляет центробанки попытаться ответить на вопрос, что с этим всем делать, признает Reuters в аналитическом материале «Жилищный бум, центробанки и инфляционная головоломка».
Согласно индексу Knight Frank, глобальные цены на жилую недвижимость выросли на 60% за последние 10 лет. И даже в 2020 году на фоне пандемии COVID-19 они поднялись в среднем на 5,6%, а где-то и на 20–30%. Аренда или ремонт дома имеют различный вес в индексах инфляции — от 40% и более в США до 6,5% в еврозоне, но сами цены на жилье не учитываются. Между тем они все выше и выше.
Президент Евроцентробанка (ЕЦБ) Кристин Лагард заявила на прошлой неделе, что измерение роли жилья в росте стоимости жизни стало ключевым моментом в стратегическом обзоре, который ЕЦБ обнародует в этом году. До сих пор включение цен на жилье в инфляционные параметры рассматривалось как нецелесообразное из-за их крайней волатильности. ЕЦБ настаивал на учете этих цифр, но необходимость одновременно собирать данные в 19 разных странах еворозоны препятствовала этому.
Теперь крупнейшие центробанки могут рассмотреть вопрос об адаптации индексов инфляции для включения в них расходов, связанных с проживанием в собственном доме. Экономисты считают, что включение жилищных расходов могло бы поднять инфляцию в еврозоне на 0,2–0,3%, приблизив ЕЦБ к ориентиру, который он тщетно силится достичь много лет.
Великобритания: Инфляционную гонку возглавили бензин и одежда
Управление национальной статистики (ONS) сообщило, что индекс потребительских цен (ИПЦ) вырос до 0,7% в марте по сравнению с 0,4% в феврале, что слегка уступает прогнозам экономистов (0,8%), передает The Guardian.
Однако стоимость продовольствия в Соединенном Королевстве за 2020 год даже упала: некоторые основные продукты (хлеб, крупы, шоколадное печенье и пр.) к началу 2021-го оказались дешевле, чем в начале пандемии. Цены на одежду и обувь выросли вопреки сезонным закономерностям: ретейлеры резко сбросили цены в феврале на фоне задержек с распродажей зимних запасов из-за возобновления блокировки, однако в марте продажи снизились, что привело к скачку зарегистрированных цен. Помимо одежды ONS винит в оживлении инфляции бензин: цена на него в марте 2021 года составила 123,7 пенса за литр, что на 4,3 пенса больше показателя аналогичного периода 2020-го.
Ожидается, что инфляция продолжит рост (до 1,9% к концу 2021 года) на фоне всплеска сдерживаемого спроса на товары и услуги, который подпитывается дополнительными сбережениями наиболее богатых домохозяйств (суммарно 180 млрд фунтов стерлингов). Инфляционный сценарий не вызывает у экономистов тревоги: «Цены движутся по восходящей траектории, поскольку экономика восстанавливается после пандемии коронавируса».
Германия: Цены ускоряются за счет топлива и коммунальных услуг
После того как в конце 2020-го истек срок действия антипандемических стимулов (в частности, снижения НДС), инфляция в марте третий месяц подряд находилась в положительной плоскости, продолжая расти. В феврале рост составил 1,3%. В марте по сравнению с предыдущим месяцем потребительские цены прибавили 0,5%.
Наиболее чувствительным оказался скачок тарифов в энергоснабжении и ЖКУ: в марте потребителям пришлось платить больше, чем годом ранее, за электроэнергию (плюс 4,8%), подорожали мазут (на 19,4%) и бензин (на 12,7%). На темпах подорожания ощутимо сказалось падение цен на энергоносители в марте 2020 года, в самом начале коронакризиса.
Если вынести энергопотребление за скобки, то в чисто потребительской плоскости годовой уровень инфляции за март составит 1,4%. При этом цены на продукты питания выросли всего лишь на 1,6% по сравнению с мартом 2020-го.
Польша: Цены тронулись, драйвер — инфляционные ожидания
В марте 2021 года инфляция в Польше заметно ускорилась: ИПЦ год к году вырос на 3,2%, цены промпроизводителей — на 3,9% (максимум за период начиная с 2017-го). По прогнозу польских экономистов, в ближайшие месяцы инфляция превысит 4%, но не окажет заметного влияния на спрос. Рост цен на сырье на глобальных рынках в значительной степени является следствием их сильных перепадов в 2020 году, поэтому на Польше тоже не очень скажется. Цены на потребительские товары в марте выросли всего на 1,9%. Зато более чем на 7% взлетела стоимость услуг.
Экономисты ожидают, когда включатся «эффекты второго раунда». Речь идет о давлении на рост зарплаты, обусловленном возрастанием инфляционных ожиданий потребителей и их попытками защитить покупательную способность своих доходов. Восстановление экономики в мире идет неравномерно как в секторальном, так и в географическом разрезе, и в силу этого формируется дисбаланс между спросом и предложением. Из-за неопределенности, вызванной пандемией, центробанки пока не могут повысить процентные ставки, снижая риск инфляции. Польский Нацбанк, вероятно, в ближайшие несколько кварталов будет занят приведением инфляции к целевому показателю 2,5%.