Поговорим по «Домашнему»: сколько у сети юрлиц и что показал ее кейс для Беларуси
Есть ли отличия этой истории неплатежей от прочих? Безусловно. Косвенный признак необычности кейса хотя бы в том, что впервые за долгое время в Минске многие крупные оптовики и производители продуктов питания собрали на очный разговор журналистов. Причем рассказать о наболевшем СМИ решили совершенно разные компании: от «дочек» мирового капитала (Coca-Cola, British American Tobacco) до местных госпредприятий и частников.
Фабула у всех почти одна и та же. Работали с сетью с 2016 года. Все было нормально. Проблемы у некоторых начались осенью 2020-го, а с декабря расчеты прекратились. «Домашний» сначала «кормил завтраками», а потом просто перестал отвечать. Ну что ж, бывает.
Но есть и такая странность. Менеджеры сети по всем важным вопросам отправляют к Ивану Березовскому, который, по различным данным, является если не стопроцентным, то основным владельцем бизнеса. В итоге он никаких путей решения проблемы оптовикам сейчас не предлагает. Вроде как денег нет. Но! Березовский имеет другой бизнес. По иронии судьбы это тоже оптовая торговля, и тоже FMCG (продукты питания). До недавнего времени компания называлась «НП-Сервис», а затем переименовалась в «Альфа-Дистрибьюцию» (по данным на 2019 год, доля Березовского была 100%). Никаких признаков падения этого бизнеса нет. Поставки идут, деньги в кассу поступают. Одновременно с этим розница Березовского расплатиться никак не может.
Третий аспект. По идее, многих давно должна была насторожить слишком сложная оргструктура для такой относительно небольшой сети. Одно дело империя «Евроторга», другое — около 70 магазинов. Зачем в данном случае «стопятьсот» юрлиц? Причем, как только возникли проблемы с поставщиками, «Домашний» вдруг штампует еще 16 юрлиц, о чем, кстати, наш сайт сообщил первым.
Более того, у «Домашнего» фактически руководит ретейлом не своя компания, а созданный в 2016 году (примерно со времени основания сети) аутсорсер — ООО «Надежное Управление Ритейлом». Для руководства структурой из Литвы пригласили опытного специалиста Альвидаса Шустикаса. Он не просто работал в топ-менеджменте балтийской Maxima, а стажировался в AHOLD. Кто не в курсе, это одна из старейших розничных сетей Европы. Она развилась из бакалейной лавки в нидерландском городке Зандам в транснациональную компанию. Оперирует розницей не только в Европе, но и в США.
Привлечение такого специалиста понятно. Возникает вопрос: зачем управление выводится в другую фирму? Та же история у «Домашнего» с юридическим сопровождением. Этим занимается ООО «Юридическая компания «Веда Консалтинг». Бухгалтерия вынесена в ООО «Эккаунт Проф». Возможно, это снижение издержек и возможность сосредоточиться на главном. Однако со стороны поставщика все может выглядеть иначе. Не всегда вопросы можно решить с одним человеком или компанией. Когда ведешь коммуникацию с пулом организаций, необходимо разбираться, это аутсорсеры или часть условной группы «Домашний».
У юристов есть понятие «презумпция невиновности. Для бизнеса это формальность. Жизненно важно подозревать всех (без паранойи, конечно), потому что есть свое понятие — оценка потенциальных рисков. Видимо, поставщики такую оценку делали. И все же у нас относительно молодой рынок. Нет таких матерых сетей с историей, как AHOLD, а значит, не так много опыта. Никого особо не смутило, что в «Домашнем» такая интересная структура. Деньги перечислялись. Что еще надо? Наверное, никто не думал, что в один день все может измениться.
Ниже приводим замысловатую схему юрлиц «Домашнего» (количество магазинов указано на 12.03.2021 согласно Торговому реестру). Но сначала еще одно наблюдение. Размер уставфондов некоторых компаний изначально вызывает смешанные чувства. Вот, например, у «НьюХаус Девелопмент» он равен 76,05 рубля. Состав собственников постоянно менялся, и почему-то это были преимущественно кипрские юрлица. Сейчас осталось ALAKIN ENTERPRISERS LTD (город Лимасол).
Из схемы наглядно вытекает, что нити ото всех магазинов идут к двум белорусским юрлицам, на которых не записан ни один магазин. Они, в свою очередь, и принадлежат кипрской компании. То есть формально «Домашний» — это вообще не белорусская сеть. Но мы-то с вами все понимаем. На пресс-конференции корреспондент Office Life напрямую спросил поставщиков, а не смущает ли их, что и от иных сетей нашего рынка ниточки ведут не только на Кипр, но и на далекие Британские Виргинские острова. «Смущает-смущает», — коротко ответили несколько человек. Один вообще заявил, что якобы сейчас у Березовского три юрлица на Кипре и предприниматель активно переводит туда денежные средства с августа 2020 года. «А до августа 2020-го не переводил?» — спросил его с сарказмом корреспондент OL. «Переводил, но не в таких масштабах», — пояснил собеседник. Обращаем ваше внимание, что пока это только домыслы одного из поставщиков. Мы не можем ручаться за его слова.
К тому же «пробить» эти транзакции могут только компетентные органы. Наша редакция, если повезет, получит лишь краткий отчет кипрской фирмы за 2020 год или хотя бы состав собственников. А пока дополнительно сообщим еще некоторые факты. Среди юрлиц «Домашнего» есть и ЗАО «Универсам «Центральный». Да-да. Это именно тот культовый магазин в центре Минска, про который снимают арт-хаусное кино и в котором можно пропустить бокальчик-другой.
По какой-то причине примерно с полгода назад этот универсам в Торговом реестре переписан с ЗАО на «Гамма Ритейл». Неизвестно, кому из них сейчас принадлежит сам имущественный комплекc. А ведь кредиторам это очень интересно. К сожалению, сейчас мы не можем порадовать их разъяснением на эту щекотливую тему.
Зато хотелось бы сообщить, что в 2018 году ЗАО «Универсам «Центральный» поручилось за ООО «Гамма Ритейл», чтобы оно могло выпустить облигации. Сумма сделки — $920 тыс. А еще раньше «Центральный» решил заключить с Белгазпромбанком договоры поручительства с совокупным лимитом задолженности по обязательству до $17,2 млн на три года. Также в банке решено было заложить товары на $90 тыс. на тот же срок. Нетрудно догадаться, что срок истекает в этом году. Более того, по данным на 2018-й, на «Центральном» в целом висел космический объем поручительств. Это миллиарды рублей. А еще в 2018 году за «Гамму» поручалась компания «Премьер Маркет» на €30 тыс. Другой факт. В апреле 2019 года «Гамма Ритейл» решило открыть в БелВЭБ кредитную линию с лимитом €600 тыс. под залог товаров на сумму около $527 тыс. В принципе это нормальная практика для ретейла, но это тоже риск для поставщиков, и далеко не обо всех таких сделках могут узнать третьи лица.
С одной стороны, это хорошо. Ведь есть понятие коммерческой тайны. С другой — есть и понятие репутации. Раз уж крупный ретейл порой имеет разветвленные сети юрлиц, идет на залог товара, имеет ниточки, ведущие на солнечные острова, то почему бы просто не начать публиковать подробные отчеты о деятельности? Это снимает сразу несколько проблем. Поставщики страхуют себя от потерь и охотно идут навстречу тому, кто действительно эффективен. К нему же идут инвесторы. Вот где хваленый рынок и честная конкуренция, о которых мы так часто любим говорить. Так пусть на практике это будет именно рынок, а не базар страны третьего мира.
Будем следить за ситуацией и заодно искать новые сведения о сети «Домашний».