GameStop: игра должна продолжаться
Яблоко раздора
Повод для бури — сетевой ретейлер GameStop, продающий в розницу видеоигры, консоли и аксессуары. Компания большая, магазины GameStop имеются в каждом крупном населенном пункте — 6 100 точек продаж в США и еще 17 странах. Что по логике вещей должно происходить с такой компанией сейчас? Игровой контент и геймеры перемещаются в Интернет, диски и консоли — вчерашний день, продажи падают, пандемия не добавляет посетителей магазинам GameStop и подтачивает и без того сокращающиеся прибыли.
Каков долгосрочный прогноз для такого бизнеса? Ага, понятно: скорее всего, он будет падать дальше. В 2013 году акции GameStop (GME) стоили $55, к началу 2021-го — $18. Всю весну и лето котировки летели вниз: в апреле акции убавили в цене 15%, в мае — 12%, в июне — 28%, в июле — 27% и т.п. К середине лета за акцию давали $4. Компания за 2015-2020 годы потеряла свыше 90% рыночной стоимости. И в офлайновом мире для того обнаруживались основания: сеть в 2020 году вынуждена была закрыть свыше 400 торговых точек только в США.
Был ли к началу 2021 года хоть какой-то повод для роста акций GameStop? Формально — да: 11 января в совет директоров компании был введен основатель и экс-руководитель интернет-зоомагазина Chewy Райан Коэн. Позитивный сигнал, свидетельствующий, что компания имеет шанс поправить позиции за счет интернет-продаж. Акции 11 января слегка подорожали — с $18 до $19,94, и, вероятно, такое изменение стоимости было обоснованным. А вот дальше начал раскручиваться другой сюжет: за месяц акции GME подорожали более чем на 1800%, только за 22 января рост составил 51%, и понеслась! Ни к GameStop, ни к ее продукции, ни к совету директоров все это не имеет никакого отношения.
По схеме GameStop мелкие инвесторы сыграли на повышение акций еще ряда компаний, акции которых до сих пор дешевели: Nokia, Blackberry, крупнейшей сети кинотеатров AMC Entertainment. А к февралю флешмоб перекинулся на серебро, хотя никто не играл на его удешевление.
На стороне Света
Ясно, что в долгосрочной перспективе акции GME должны были падать. Механизм слишком очевиден, чтобы не воспользоваться им для извлечения прибыли. Биржевая схема проста и совершенна: трейдер (в нашем случае — хедж-фонды), уверенный в том, что у GameStop и дальше все будет хреново, просто одалживает ее акции у брокера, продает, потом дожидается падения цены, выкупает подешевевшие акции и возвращает брокеру. Все это называется термином short («короткий») и кучей производных, включая модное «шортить»: короткие позиции — игра на понижение. Вы получаете разницу между стоимостью акций до падения и стоимостью акций после падения. Ломается этот механизм тоже просто: если акции подорожали, выкупать их для возврата брокеру придется за свои кровные.
Сейчас деловые СМИ вроде FT или Bloomberg сравнивают эту схему то с миной замедленного действия, то с пороховой бочкой: крупные системные игроки — шорт-продавцы — со всей очевидностью злоупотребляли ею, поскольку GME давно считалась лидером фондового рынка США по ставкам на падение.
Под раздачу попали два хедж-фонда. Про Melvin Capital Management Гейба Плоткина точно известно, что 2021 год он начал с капиталом $12,5 млрд. Его итоговые потери к началу февраля оценивались в 53%. Пришлось привлекать внешних инвесторов: Citadel LLC и Point72 Asset Management, где Плоткин работал до Melvin, вложили в погоревший на шорт-позициях фонд $2,75 млрд. Второй фонд — Citron Research — закрыл большую часть коротких позиций по акциям GME со 100%-ными потерями, а его глава Эндрю Лефт подвергся травле, вынудившей менять голос при ответе на телефонные звонки. В результате действий противоположной стороны («реддиторов») фонды попали под шорт-сквиз — должны были выкупать подорожавшие акции — и признали поражение, уйдя из шорт-позиций.
прочитано: Джейсон Кеблер, Vice«Теоретически не существует предела того, сколько денег может потерять короткий продавец... Если я шортую одну акцию на $20, а цена этой акции достигает $1 млн, я все равно в какой-то момент должен купить эту акцию, чтобы закрыть сделку. В этом случае я потеряю $999 980... Самое главное... заключается в том, что короткие продавцы закрыли больше акций GameStop, чем их существует... Даже если бы каждый продавец шорт-позиций захотел сократить потери и закрыть позиции, он не смог бы этого сделать, потому что этих акций нет».
Ситуация повторилась, когда атаке «реддиторов» подверглось серебро, количество которого в природе ограничено. APMEX, крупнейший в мире онлайн-ретейлер драгметаллов, отреагировал на «серебряную лихорадку» в выходные предупреждением: «Из-за беспрецедентного спроса на физические серебряные изделия мы не можем принимать никаких дополнительных заказов». Действия несистемных инвесторов, направленные против системных, обнажили пузырь. Он может лопнуть, может не лопнуть, но он налицо.
На стороне Тьмы
А кого мы обнаруживаем по другую сторону баррикад? Кто навел такого шороху на несистемных финансистов? Всего лишь закрытое сообщество WallStreetBets на платформах Reddit и Discord. И дело не в том, что у WallStreetBets теперь 4 млн подписчиков, из которых 1,5 млн присоединились после начала битвы за GME. Большой соблазн — свести все объяснения к магии соцсетей и количеству аккаунтов. Смысл в том, что объединенные в тематическое интернет-сообщество «реддиторы» имеют возможность обмениваться информацией и опытом онлайн, вне мейнстрим-медиа. Они массовые, анонимные, у них есть связующая их субкультура, мемы, персонажи, вирусы, флешмобы, общие ценности, свой сленг и т.п.
Мелких инвесторов на рынке около 25%. В основном это люди, инвестирующие небольшие суммы — заначки, зарплаты, сбережения родителей, даже платежи по студенческим кредитам. Да, в WallStreetBets имеется энное количество более профессиональных трейдеров, оперирующих крупными суммами. Однако их заведомое меньшинство и их ресурсы не сопоставимы с теми же хедж-фондами. Суть сюжета GME не только в том, что интернет-сообщество и электронная торговая площадка позволили им выработать стратегию, альтернативную стратегии крупных игроков, и заработать. «Реддиторы» играют вопреки логике обычного трейдера, исходящего из того, что во время пандемии вы не пойдете за DVD в магазин GameStop или кинотеатр AMC, — и выигрывают. Играют наперекор крупным игрокам — и назло им. По этой же причине высмеиваются увещевания и прогнозы СМИ — стандартный набор цитат нагуглите сами.
Стратегия «реддиторов» проста — сначала купить акции GameStop, а затем удерживать вопреки колебаниям цены, не продавая. Где выигрыш в этой игре? СМИ публикуют стандартные истории про участников WallStreetBets: пользователь u/DeepFuckingValue в 2019 году приобрел акции GME на $50 тыс., в январе 2021-го они превратились почти в $23 млн. Да, круто, но, конечно, не у всех «реддиторов» есть такая история успеха. Более того, историей успеха она стала благодаря массовости флешмоба. Вечно держать цену на такой высоте вряд ли удастся, GME предстоит падать. В чем тогда «фишка»?
В протестной подоплеке и игре назло институциональным трейдерам. Нет, это не политика, хотя общественно-политические издания США сходу обвинили участников флешмоба в «популизме», «белом национализме», «трампизме», «языке ненависти» (Discord назвал причиной блокировки WallStreetBets «ненавистнический и дискриминационный контент») и далее по списку.
Системный крупный инвестор обладает инсайдами, собственным капиталом, доступом к дешевому внешнему финансированию. У мелкого несистемного инвестора ничего из перечисленного нет. Когда он начинает понимать логику действий тех же хедж-фондов на рынке, у него возникает желание сделать ставку не только для того, чтобы выиграть, но и для того, чтобы досадить «им всем»: банкам, хедж-фондам, «бумерам», «костюмам» и т.п.
прочитано: Роберт Шиллер, лауреат Нобелевской премии по экономике, CNN«Это как-то связано с трампизмом... Ощущение, что эти эксперты просто самонадеянны; они ничего не знают... Желание перехитрить этих экспертов и доказать, что они ошибаются. Могу себе представить, насколько эта история заразительна... Будет особенно унизительно, когда пузырь лопнет».
Американцы до сих пор верили в то, что рынки в состоянии урегулировать все на свете. Но рынки все больше отрывались от реальной экономики, пока не утратили связь с нею. Массовый приход на них не очень состоятельного, но неплохо подготовленного, оперативно взаимодействующего с коллегами и протестно мотивированного несистемного трейдера-миллениала оказался катастрофой для системы. Нащупав выигрышную стратегию, «реддиторы» продемонстрировали, насколько финансовые рынки не зависят от реалий и переполнены пузырями. Кроме того, они ощутили себя силой. «Это новая парадигма, где массы имеют власть, а хедж-фонды напуганы. Главный пост в сообществе нынешним утром гласил: “Для всех гребаных больших хедж-фондов, следящих за нами, это послание от нас: теперь вы, бл..., принадлежите нам, бл.... ВЫ”».
Благодаря GameStop-мании стало ясно: современной финансовой системе осталось недолго, она состоит из искусно надутых пузырей, придется менять либо ее саму, либо правила игры в ней. Именно поэтому сюжет с головокружительными скачками акций тихо стагнирующей торговой сети стал сюжетом №1 в СМИ: он может быть использован как предлог для перемен или толчок к ним.
Фото: flickr.com / Joseph Gage