Сначала — об удобстве индикатора. Активность потребителей накануне главных в году праздников позволяет сделать как минимум два умозаключения. Первое: есть ли у потребителя деньги. Второе: насколько охотно он расстается с этими деньгами. Да, экономика и Беларуси, и России в несравнимо меньшей степени зависит от потребительского спроса, нежели в США или Западной Европе. Зато малый и средний бизнес (МСБ) в этих странах обслуживает главным образом потребительский спрос.
Теперь о том, в какой степени российские данные проецируются на белорусские реалии. С одной стороны, мы в едином экономическом пространстве, ЕАЭС, Союзном государстве и т. п. Обе страны в последние годы проводят жесткую денежно-кредитную политику, блокирующую и рост доходов населения, и спрос. С другой стороны, понятно, что Россия больше и экономически мощнее Беларуси, транспортно-логистические издержки выше, разрыв между регионами ощутимее и т. д. Иными словами, много доводов в пользу проекции, однако из-за очевидной специфики каждой из стран эта проекция не всегда будет корректной. Но все равно попробуем.
Методика исследовательской скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel базируется на данных о потреблении 40 тыс. граждан РФ, 15 тыс. домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тыс. человек. Участники панели сканируют QR-коды с чеков, и полученные данные онлайн поступают в базу скан-панели.
Ноябрьские разминки: средний чек растет
По данным «Ромира», в ноябре 2020 года средний чек россиянина продемонстрировал средний рост, увеличившись за месяц на 30 российских рублей (плюс 5,1%) и достигнув планки в 616 рублей. За год (ноябрь 2020-го к ноябрю 2019-го) размер среднего чека подрос менее ощутимо — на 21 рубль (плюс 3,6%).

Отдельно российский исследовательский холдинг считает средний FMCG-чек, включающий только покупки быстрооборачиваемых продовольственных и непродовольственных товаров (FMCG). Прибавка ноябрьского среднего FMCG-чека в сравнении с октябрьским составила 27 рублей (плюс 4,5%), достигнутый в результате уровень совпал с величиной общего среднего чека — 616 рублей. За год средний FMCG-чек набрал более ощутимый привес, нежели общий: 31 рубль (плюс 5,3%). Из данных «Ромира» по регионам обратим внимание на то, что наиболее интенсивно средний чек растет и против прошлого месяца (плюс 7,7%), и против минувшего года (плюс 8,1%) в Москве. В городах-миллионниках темпы роста среднего чека сопоставимы с московскими — 7,1%, в глубинке несравненно ниже — 2,3%.

Исполнительный директор «Ромира» Инна Караева по поводу этих данных отметила: «В ноябре на фоне распродаж и изменения покупательских настроений на фоне эпидемии коронавируса средний чек ожидаемо вырос как для совокупных трат, так и для FMCG-категорий. При этом мы отмечаем, что россияне стали реже посещать магазины. Не стоит забывать и о начале предновогодних закупок».
Декабрьские недельки: на финишной прямой
Наряду с данными ноябрьского мониторинга «Ромира» приведем и декабрьский срез. Замеры производились 14–20 декабря и продемонстрировали сокращение недельных расходов граждан РФ до 5053 рублей, что на 36 рублей (0,7%) меньше трат среднестатистического россиянина 7–13 декабря 2020 года и на 55 рублей (1,1%) больше этих же трат за 14–20 декабря 2019-го.

«Ромир» оценивает недельный чек в 654 рубля, что на 16 рублей (2,5%) больше аналогичного показателя предшествовавшей недели и на 49 рублей (8,1%) выше недельного чека 51-й недели 2019 года. По сравнению со средними недельными тратами за последний год расходы в период 14–20 декабря оказались выше на 502 рубля (11%). В сопоставлении со среднегодовым показателем тоже фиксируется рост — на 67 рублей (11,4%).

По словам исполнительного директора «Ромира», «высокие значения недельных индексов говорят нам о продолжающемся периоде предновогодних закупок — средний чек растет уже четвертую неделю подряд. Уровень расходов и чека по-прежнему выше значений прошлого года».
К мнению «Ромира» рискнем добавить следующее. Во-первых, четыре недели роста — это подтверждение того, что пандемия пандемией, а Новый год по расписанию: закупаться все равно приходится. Во-вторых, пандемическая специфика, наверное, в данных за 2020 год, когда потребители гораздо меньше бродят по магазинам, все-таки есть — и она видна в сопоставлении с показателями за 2019-й. В-третьих, чек заметно меньше рублевого эквивалента $10, темпы его роста незначительные.
FMCG-поправка, и почему это важно
У «Ромира» есть еще один индикатор потребления и потребительской активности — FMCG Index. Это очень полезный показатель: он отражает соотношение затрат домохозяйства на FMCG
ко всем его тратам. Таким образом, можно сделать вывод о благосостоянии домохозяйства: FMCG — это то, что мы потребляем неизбежно и ежедневно: еда и прочие необходимые «расходники» (туалетная бумага, пена для бритья, стиральные порошки и т. п.). Наличие такого показателя позволяет получить достоверную информацию, оценив расходы в целом через долю в них обязательных расходов на FMCG. И вообще, констатирует «Ромир», «степень доступности и достоверности данных о расходах выше в сравнении с доходами, учитывая тот факт, что информация о доходах чаще скрывается или искажается».

По данным за ноябрь, доля трат на FMCG составила 43,4% — плюс 1,9% к предыдущему месяцу. За год (ноябрь 2020-го к ноябрю 2019-го) индекс увеличился на 1,9%. Возросло и среднее значение FMCG-индекса: среднегодовые 46,7% в 2020 году против 43,7% в 2019-м.
По данным исследовательского холдинга, после начала пандемии рост доли трат на FMCG в сравнении с 2019 годом в ноябре оказался одним из самых низких. У директора «Ромира» на этот счет есть объяснения: «В ноябре на FMCG-индексе сказались многочисленные распродажи (11.11 и „Черная пятница“), что и привело к заниженным значениям индекса: FMCG вытеснялись другими покупками. По итогам 2020 года мы увидим рост доли расходов на FMCG, а соответственно, снижение покупательной способности в других отраслях. В целом к концу года ситуация начинает стабилизироваться».
С высокой вероятностью этот эффект присутствует и в Беларуси. В ноябре продавцы товаров длительного пользования через «черные пятницы» и их клоны ощутимо перетягивают одеяло потребительских расходов на себя, заставляя продавцов FMCG нести потери. Видимо, чем хуже потребительские настроения, тем более резким и целенаправленным оказывается эта «чернопятничная» конкуренция. Зато в декабре реванш торговцев быстрооборачиваемыми товарами неизбежен: рыба, шпроты, мандарины, шампанское, подарочные наборы лежалой косметики, кондитерские Деды Морозы... Возможно, все это и создает в сумме ту неповторимую ауру, за которую мы любим Новый год. С наступающим!