Дональд Трамп и его наследие

Дональд Фредович оказался одним из самых «нестандартных» президентов в истории США — в том числе и потому, что впервые за долгие годы в Белом доме поселился не карьерный политик, а ворвавшийся в большую политику бизнесмен. Причем с не самой блестящей деловой репутацией.
Сегодня, накануне выборов, у Трампа рекордно низкий рейтинг и, скажем откровенно, невысокие шансы на переизбрание. Вот только когда избирателей спрашивают, кто лучше справится с экономикой страны, видно, что тут перевес все же у Трампа. Это, наверное, единственное, в чем он пусть немного, но превосходит своего конкурента от Демократической партии Джо Байдена.
И дело здесь даже не в том, что американские избиратели традиционно ассоциируют Республиканскую партию с растущей экономикой, а Демократическую — с борьбой за социальную справедливость в ущерб экономике. Три года из четырех, проведенных на президентском посту, Дональд Трамп действительно демонстрировал успехи в управлении экономикой страны. При нем ВВП рос быстрее, чем при Бараке Обаме. Бедных и безработных становилось меньше, а биржевые индексы достигали рекордных значений. В итоге можно было бы даже сказать, что он добился не меньших успехов в экономике, чем некогда Рональд Рейган, — но в последний год правления Трампа по миру и по Штатам ударил COVID-19.
Первые три года работы Трампа в Белом доме ВВП США рос в среднем на 2,5% в год, а ключевые промышленные индексы Dow Jones и S&P 500 в начале 2020 года достигли рекордных значений. За это время было создано 6,4 млн новых рабочих мест, благодаря чему безработица упала до 3,5% — самого низкого уровня за последние 50 лет. Скорость роста реальных зарплат достигла 2,1%, а уровень бедности опустился до самого исторически низкого значения в 10,5%.
Если бы не было пандемии, которая откинула экономику Штатов к началу 90-х и тем самым очень сильно ударила по популярности Трампа, результаты его экономической политики сейчас бы давали ему предостаточно голосов для безусловной победы над Джо Байденом.
Можно сказать и так: Дональду Трампу просто не хватило времени. По данным Oxford Economics, в США общий индекс экономического восстановления с конца августа вышел на плато и остается на уровне около 80%. То есть, как верно предсказывало большинство аналитиков еще весной, американскую экономику ждет восстановление по U-образной модели (резкое падение, некоторое время «на дне», потом очень быстрый рост).
Как указывает ректор Российской экономической школы (РЭШ) Рубен Ениколопов, до начала 2020 года по таким объективным экономическим показателям, как рост ВВП, уровень безработицы, рыночные индексы, реальные зарплаты и уровень бедности, президентство Трампа было одним из самых успешных за последние полвека, и обсуждать можно было только то, насколько велик был вклад собственно самого главы Белого дома в эти успехи. Но вот с момента начала коронакризиса американская экономика по тем же самым индикаторам показывает худшие цифры за тот же полувековой период. И, опять же, вопрос состоит лишь в том, в какой степени сам Трамп несет ответственность за такой экономический провал.
А провал действительно феерический. Падение ВВП за второй квартал 2020 года составило почти треть в годовом выражении — худший показатель за всю историю наблюдений с конца XIX века. Уровень безработицы в апреле достиг 14,7% — рекорд со времен Великой депрессии. Да, к сегодняшнему дню она сократилась до 7,9%, но надо учитывать, что значительная часть американцев покинула рынок труда, то есть даже не пытается найти себе работу или уходит в теневую/криминальную экономику. Падение рыночных индексов в конце марта достигало более 30%. Опять же, с большего это снижение уже удалось отыграть, в основном благодаря IT-гигантам.

Даже если Джо Байден победит, ему придется иметь дело с последствиями проведенных Трампом реформ. А они были очень существенны: это реформа системы налогообложения, значительное дерегулирование экономики, большой рост государственных расходов, изменения во внешнеторговой и иммиграционной политике. В частности, в сфере налогов Трамп еще в 2017-м существенно снизил налоговую нагрузку на бизнес. Были заметно сокращены корпоративные налоги, незначительно — подоходный налог на граждан, упрощена и расширена система налоговых вычетов, увеличены пороги по имуществу, на которые платится налог на наследство.
Это дало свой эффект в виде заметного роста экономики, так что Байдену будет непросто «отнять эту конфету у ребенка» даже во имя социальной справедливости.
Что же касается дерегулирования экономики, то, придя к власти, Трамп издал указ, по которому следовало на каждое решение об ужесточении регулирования принимать два решения о снижении регуляторной нагрузки. В реальности же это соотношение оказалось еще выше, особенно в сфере финансов и энергетики. В частности, были сняты многие ограничения, направленные на защиту экологии, — и это позволило США сильно нарастить добычу нефти, обойдя по этому показателю Саудовскую Аравию и Россию.
Тем не менее налоговые доходы заметно сократились — но не успели окупиться за счет роста внутренних инвестиций. А вот расходы госбюджета только увеличились (даже без учета коронакризиса), их объем вырос почти на 1% ВВП. В результате, по оценкам МВФ, дефицит американского бюджета увеличился с 4,4 до 6,3% ВВП. Заявленных целей восстановления производства в США достичь не удалось, а повышение цен на импортные товары из-за увеличения тарифов привело к росту общего уровня цен.
Пока также непонятно, способствовали ли все эти реформы структурным изменениям, которые позволили бы поддержать экономический рост в долгосрочной перспективе. Тем более что пандемия и связанный с ней мировой кризис очень сильно исказили общую картину.
Если Трамп останется
...то прежде всего продолжится торговая война с Китаем. Еще в 2018-м Дональд Трамп, стремясь вернуть американский капитал и промышленные предприятия обратно в США, начал вводить заградительные пошлины на товары, произведенные в КНР, — и это повлекло полноценную торговую войну. Перемирие (причем на американских условиях) было достигнуто в январе 2020-го, но почти сразу грянул коронакризис, в адрес Китая полетели новые обвинения, и теперь, судя по всему, Трамп готов возобновить экономическую войну против второй по величине экономики мира.

Это, кстати, пусть очень косвенно, но дает шанс для развития белорусской промышленности. Попросту говоря, сокращение значимости Китая как «мировой фабрики» дает шанс региональным производителям товаров, которые, будучи соседями таких богатых рынков, как ЕС, могут использовать преимущества выгодной логистики и дешевой рабочей силы, чтобы захватить те рынки, на которых еще недавно доминировали китайцы.
Сюда же: за время правления Трампа Всемирная торговая организация (ВТО) была «загнана под плинтус» и по факту прекратила выполнять обязанности международного торгового регулятора и арбитра. Если Дональд Фредович останется у власти, то «право сильного» в мировой торговле установится надолго. В противном случае можно ожидать скорого восстановления ВТО в его прежнем статусе.
Зато и в США, и в странах-союзниках наверняка вольготно себя будут чувствовать компании сектора ВПК. Ведь Трамп — приверженец высоких расходов на военную промышленность. Он давно требует от стран НАТО расходов на оборону на уровне 2% от ВВП. В 2020-м он представил проект федерального бюджета на 2021 год, в котором прописаны рекордные расходы на оборону США — до $705,4 млрд.
Также Дональд Трамп всегда поддерживал бизнес на традиционных энергоносителях — нефти, газе и угле, — в том числе и в целях сохранения рабочих мест. Поэтому нефтяные компании окажутся одними из главных бенефициаров в случае победы Трампа.
Также его сторонники предпочитают видеть страну энергетическим нетто-экспортером. Экспорт энергоносителей, нефти и сжиженного природного газа в Европу и Китай является одним из важных пунктов торговой политики Трампа. Это значит, что нефтегазовые позиции России в нашем регионе продолжат ослабевать, а энергоносители Беларусь сможет продолжать закупать у разных поставщиков и по довольно привлекательным ценам.
В целом же пандемия COVID-19 задала новый вектор движения мировой экономики: от глобализации обратно к регионализации. И Дональд Трамп будет этот вектор поддерживать — не зря же он столько усилий приложил для возвращения промышленности из Азии в США, а главными экономическими партнерами старательно делал Канаду и Мексику.
Если победит Джо Байден
...то он попытается построить в США социализм. Ключевое слово тут — «попытается»: американский уклад очень силен, и вряд ли его сможет поменять не очень энергичный, но очень старый по возрасту человек. (Джо Байдену 77 лет, у него не блестящее здоровье, и американские букмекеры уже принимают ставки на то, доживет ли он до окончания президентского срока.)

В любом случае Байден, став президентом, обязательно повысит минимальную почасовую оплату труда (обещает до $15, но получится ли — неясно) и обратит пристальное внимание на инфраструктуру страны — в частности, реновацию мостов и автомагистралей. Это простой способ снизить безработицу и помочь выходу страны из кризиса, опробованный еще Рузвельтом.
Другое направление — зеленая возобновляемая энергетика. Еще в июле было объявлено, что Байден в случае избрания президентом США намерен инвестировать $2 трлн государственных денег в перевод национальной энергетики на экологически чистые источники. Согласно его предвыборной программе, полный переход США на чистые энергетические источники должен завершиться к 2035 году.
Сюда же — производство электромобилей. Джо Байден с самого начала поддержал план демократов по обмену обычных автомобилей в США на машины с гибридными двигателями либо работающие на электричестве или водородном топливе. Позднее, уже в своей предвыборной программе, Байден заявил о желании видеть Америку мировым лидером в производстве электромобилей. В его планах — вложить государственные $400 млрд в электромобильную инфраструктуру, совершенствование аккумуляторных технологий и госзакупки электромобилей и электрогрузовиков.
В международных делах Джо Байден также намерен продолжать экономическую войну с Китаем — это общий настрой американского истеблишмента, и любой президент тут будет вынужден действовать против Поднебесной. Но Байден (в отличие от Трампа) также очень серьезно настроен против России. А это значит, что американскую поддержку будут получать любые постсоветские страны, которые стремятся выйти из сферы влияния РФ.
Нас ждет очень интересная неделя. Выборы в США каждые четыре года становятся одним из главных мировых шоу. А если победит Байден, то будет еще и крайне интересно наблюдать, как его сторонники будут пытаться построить в Америке свою версию социализма.