Медиа

Российский бизнес в Беларуси. Топ-5 главных медийных проектов от наших соседей

Автор: Антон Гордзялковский
Затратив несколько лет и большие деньги, чтобы избавиться от российского доминирования в медийной сфере, летом этого года власти Беларуси сами открыли дорогу на рынок телевизионщикам из соседней страны. Сотрудники Russia Tоday в условиях глубокого политического кризиса, охватившего страну, превратились в главную ударную силу государственного пиара. О том, как приходили и уходили россияне из этой отрасли и кто из них, несмотря ни на что, сегодня работает на медийном рынке Беларуси, — в совместном исследовании Office Life и «Бизнес-ревю».
Госконтроль пришел в белорусскую «Комсомолку»: проверка продлится до 6 октября / 

До начала 2000-х годов влияние российских медиа на белорусскую аудиторию было, можно сказать, определяющим. Дело в том, что практически полностью в руках российского частного капитала и государства оказалась на тот момент самая важная составляющая рынка — телевидение.

Белорусский зритель, выбирая между продуктами появившейся в 1994 году на осколках Гостелерадио Белтелерадиокомпании и мощными медиахолдингами из Москвы, отдавал предпочтение новостным блокам, развлекательным, спортивным и прочим программам последних. Они практически в полном объеме ретранслировались на Беларусь. Тон задавали ОРТ и ТВ-6, связанные с Борисом Березовским, НТВ Владимира Гусинского и Всероссийская гостелерадиокомпания.

Сложившаяся ситуация не могла устраивать администрацию Александра Лукашенко, которая увидела очевидную неконкурентоспособность Белтелерадиокомпании во время президентских выборов 2001 года. И власти постарались сократить если не на нет, то до политически безопасного уровня присутствие российских медиа прежде всего на телевидении, а также в радиоэфире.

Сначала на российских каналах начало практиковаться перекрытие их рекламных блоков, позволявшее зарабатывать на чужом контенте и лишавшее доходов производителей. Постепенно сокращалось время вещания. И наконец, российские каналы были лишены частот. В 2001 году было создано Общенациональное телевидение (ОНТ), которое получило частоту Первого канала (бывшего ОРТ) Романа Абрамовича. В том же году без частоты остался и канал ТВ-6 — его передали местному Первому музыкальному (сейчас ВТВ). Через несколько лет НТВ и РТР превратились в гибридные каналы «НТВ-Беларусь» и «РТР-Беларусь», которые входят, соответственно, в структуры Белтелерадиокомпании и «Столичного телевидения». По лицензиям они используют часть контента российских брендов. В 2016 году с белорусского рынка ушел и главный продавец рекламы на телевидении и радио — российский медиаселлер «Видео Интернешнл». Вместо него контроль над существенной долей рекламных потоков получили бизнесмены, близкие к Александру Лукашенко.

К печатным СМИ Беларуси до середины 2000-х годов проявляли интерес Владимир Потанин («Комсомольская правда в Белоруссии», «Ва-банкъ», «Белгазета») и православные банкиры Алексей и Дмитрий Ананьевы («Труд в Белоруссии», «Аргументы и факты в Белоруссии»). На сегодняшний день самые значимые активы российского бизнеса в этом сегмента — это газета «Комсомольская правда в Белоруссии» и сайт kp.by, которые перешли от Потанина к Григорию Березкину.

Зато, начав активно с 2010 года работать в Байнете, растет медиавлияние российского интернет-холдинга Yandex.

Итак, топ-5 главных медийных проектов на рынке Беларуси, которые связаны с российским капиталом.

«Комсомольский» бренд Березкина

Комсомольская правда

Наследником знаменитых в советские времена издательского дома и газетного бренда «Комсомольская правда» сперва стал российский олигарх Владимир Потанин и его медиахолдинг «Профмедиа». В 1994 году ИД «Комсомольская правда» решил делать бизнес и на белорусском рынке и создал здесь совместное предприятие «БелКП-пресс». Кроме «Комсомольской правды в Белоруссии», в портфель белорусской «дочки» вошло рекламное издание «Ва-банкъ».

С середины 2000-х годов Владимир Потанин постепенно начал избавляться от медийных активов и в рамках этого процесса в 2007 году продал ИД «Комсомольская правда» с его брендами («Комсомольская правда», «Экспресс-новости», «Советский спорт» и др.) владельцу энергетической инжиниринговой группы ECH Григорию Березкину. Последнему этот бизнес оказался по нраву — в 2017 году он пополнил перечень своих медийных активов холдингом РБК и влиятельным изданием «Деловой Петербург».

ИД «Комсомольская правда» с потанинских времен напрямую принадлежала также доля 75% в «Белгазете». Но в 2015 году издательство продало ее белорусскому бизнесмену Сергею Исаеву.

Информационная лента от Комиссара

Интерфакс

Ровесником «Комсомольской правды в Белоруссии» является информационное агентство «Интерфакс-Запад», входящее в международный холдинг «Интерфакс». Его создателем и основным владельцем является бывший журналист Михаил Комиссар.

Компания «Интерфакс-Запад», имеющая полноценный офис в Минске и развивающая интернет-портал interfax.by, готовит локальные новости, которые продаются подписчикам и интегрируются и монетизируются в информационной ленте и продуктах материнской компании.

Также «Интерфакс-Запад» является эксклюзивным дистрибьютором в Беларуси одной из самых известных на постсоветском пространстве систем проверки контрагентов СПАРК, созданной и развиваемой глобальным «Интерфаксом».

Растущий «Яндекс»

Яндекс

Открытый в 2010 году интернет-холдингом «Яндекс» Аркадия Воложа локальный портал yandex.by является одним из самых популярных интернет-ресурсов в Байнете, конкурируя по охвату аудитории с yutube.com, google.com, vk.com и mail.ru.

Привлекательность yandex.by у пользователей обеспечивает в том числе и его медийная часть. Он выступает агрегатором местных новостей, а в список партнеров — поставщиков службы «Яндекс. Новости» входят свыше сотни белорусских СМИ.

«Яндекс» первым из крупных интернет-холдингов создал дочернюю рекламную структуру в Беларуси. В 2017 году была зарегистрирована компания «Яндекс Реклама», которая напрямую работает с сайтами из доменной зоны .by и размещающими контекстную рекламу рекламными агентствами-партнерами.

Геополитический Sputnik

Sputnik Беларусь

Выросшие геополитические притязания России привели к созданию в середине 2010-х годов их рупора — федерального предприятия «Международное информационное агентство «Россия сегодня».

В его составе с 2014 года в Минске действует региональный офис дочернего новостного агентства Sputnik. Он расположен в Доме правительства Москвы и включает в себя веб-сайт, радиовещательную службу и пресс-центр.

В структуре МИА «Россия сегодня» есть другие подразделения. Одно из них — телеканал Russia Today — было привлечено в августе этого года белорусскими властями. Его журналисты и специалисты готовят контент и обслуживают оборудование на Белтелерадиокомпании, часть сотрудников которой бастует из-за несогласия с цензурой, результатами президентских выборов и брутальными разгонами протестных митингов.

Развлекательный The Village

The Village

В 2017 году на белорусском медийном рынке появился российский проект в сегменте развлекательных печатных СМИ.

Франшизу онлайн-издания The Village, позиционирующего себя как «городская газета», выкупила компания «Минт Медиа» Александра Василевича.

Продавцом и основателем этого проекта является издательский дом Look At Media, принадлежащий россиянину Алексею Амётову.



Курс бел. рубля 04.12.2020
Нал. (банки Минска)
покупкапродажа
$12.58602.5880
13.13503.1380
p1003.44203.4420
Б/нал. (НБРБ)
$12.5881
13.1249
p1003.4247