Бизнес на воде: сколько на ней зарабатывают, как меняется потребление и при чем тут «Минскводоканал»
Пока руководство страны ищет виновных в «водном коллапсе» в столице, а минчане упражняются в остроумии, рифмуя «Минскводоканал» и «доконал», нарисовалась еще одна проблема: бутилированной чистой воды в продаже оказалось очень мало.

Иначе говоря, минчане привыкли, что воду из-под крана можно пить без особых проблем, и бутилированная вода в магазинах в Минске — не самый распространенный товар. То есть имеется, конечно, но на складах больших запасов нет. А когда припекло, то ее всю сразу и разобрали...
В результате 25 июня Министерству антимонопольного регулирования и торговли пришлось проводить встречу с представителями торговли и производителями по вопросам обеспечения минчан питьевой водой. Чиновники признали, что спрос на питьевую воду в Московском и Фрунзенском районах Минска 24 июня вырос в 15 раз, в других — в 6–8 раз. Была рассмотрена возможность организовать торговлю водой «с колес» в случае необходимости.
Производители увеличили мощности до максимальных, переориентировались на производство и розлив питьевой воды. Сдерживающим фактором тут оказалась особенность технологического процесса: озонированную воду необходимо отстаивать определенное время перед поставкой.
В общем, по белорусской традиции решать проблему отправили чиновников. Министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович лично выяснял, что сделать, чтобы в магазинах хватало питьевой воды. И рекомендовал ретейлу обеспечить запас питьевой воды как минимум на два дня торговли.
Попутно выяснилось, что питьевая вода включена в список социально значимых товаров. То есть цены на нее в настоящее время регулируются государством. На практике же это означает, что бизнесу заниматься водой не очень выгодно.
Личный опыт
В Минске (если не говорить о произошедшем сейчас) ситуация с водой из-под крана очень хорошая: 70% населения города не только пьет артезианскую воду прямо из крана, но и моется ею же, и трусы стирает ею же. Инфраструктура этого — 16 водозаборов артезианских источников с 18 насосными станциями, одна очистная водопроводная станция, 353 артезианские скважины.
Когда мы с женой переехали в Киев, столкнулись с ситуацией, которая кардинально отличается от белорусской.
Думаю, и вы тоже не догадывались, что 2/3 Украины пьет воду из Днепра. Конкретно 4-миллионный Киев — на 100% обеспечивается водой из открытых источников — того же Днепра. (Поэтому очень всех прошу: не писайте в Свислочь!)
Конечно, воду очищают и хлорируют, но хлор плюс органика, в большом количестве содержащаяся в днепровской воде, дают поистине гремучую смесь. Пить ее нельзя от слова «совсем», в первые месяцы мы даже душ принимали, одной рукой зажимая нос. Соответственно, воду приходится покупать.
На конец 2019-го мы вдвоем тратили в месяц 550 гривен, или $20, на воду, покупая в общей сложности 189 л — нам воду привозит на дом специальная служба. В год выходило $240.
Если бы мы покупали воду в емкостях по 6 л в магазине (цена одной — 28 гривен), то в месяц нам бы понадобилось 28 емкостей (проверено практикой) и отдавали бы 784 гривен ($29). За год — $348, почти средняя зарплата в Беларуси.
Ситуация изменилась с началом пандемии COVID-19. Раньше я весь день проводил в редакции — там же пил чай и кофе, обедал. С марта работаю дома, и потребление чистой питьевой воды выросло почти в два раза. Теперь наше домохозяйство потребляет 364 литра, цены на воду тоже немного подросли, так что теперь мы отдаем в месяц 1070 гривен ($40), а за год выйдет $480.
Вся эта арифметика — чтобы минчане понимали размеры затрат, которые до сих пор просто отсутствовали в их бюджете, но могут появиться.
А вот еще интересный расчет. После первого года жизни в Киеве мы прикинули, что практически каждый многоквартирный дом в Киеве может позволить себе прямо во дворе артезианскую скважину глубиной до 60 м. Раз уж государство и коммунальные службы бездействуют. Поставили же люди себе бойлеры, чтобы решить вопрос с горячей водой, которой в Киеве в прошлом не было по 3–4 месяца.
Цена вопроса с такой скважиной чепуховая: при самом дорогом раскладе — $2500. Причем для скважины до 60 м даже не нужен проект, за который в Минске с вас сдерут кучу денег, да и поседеете, все это согласовывая. Всего $2500 — и дом или даже целый квартал могут не покупать воду, а брать свою.
Для Киева этот вопрос действительно болезненный. Об этом говорит хотя бы то, что в радиусе 50 м от нашего дома есть 5 точек, где люди покупают чистую питьевую воду — на разлив. Стоимость — 1,25 гривны за 1 литр. То есть за 10 литров — 12,5 грн, или $0,47. Для сравнения: 6-литровая бутыль питьевой воды фабричного производства в магазине стоит 32 гривны ($1,2).
Государственной регуляции цен на питьевую воду в Украине нет (есть госстандарты качества и только), но никто цены не задирает — рынок сам все регулирует. Здесь можно купить франшизу на точку разлива питьевой воды под разными местными брендами.
Вариант 1: пункт продажи в розлив питьевой воды (стоимость — от $5 тыс.). Вариант 2: мини-производство бутилированной воды в тару от 0,5 до 19 л (стоимость — от $20 тыс.). Производительность — от 4 до 1000 тонн в сутки.
У другой фирмы франшиза по доставке и продаже питьевой воды обойдется в $1960, там немного другие условия. Но в любом случае в Украине это развитый сегмент малого бизнеса, с невысокой маржинальностью, но очень стабильный: мы, например, за два года жизни в Киеве поставщика воды не меняли, разве что стали чаще покупать воду в розлив в торговом автомате в магазине прямо возле дома.
Почему я даю такие подробные выкладки по Украине? Когда подобный бизнес начнет развиваться в Беларуси, он наверняка будет очень похож на украинский.
Глобальный бизнес
Еще не так давно одним из самых выгодных легальных бизнесов считалась нефть. Но мировой кризис нынешней весной окончательно изменил приоритеты. Подчеркнув то, что было и так понятно, но отходило на второй план: человеку для жизни не нужна нефть, ему нужна вода, еда и лекарства.
Миллиарды живущих на Земле людей уже настолько загадили свою планету, что чистая вода становится все большим дефицитом. Соответственно, продажи бутилированной воды в мире постоянно растут — и по всем прогнозам будут расти и дальше. Вода прямо сейчас становится ключевым ресурсом наравне с нефтью, а бизнес на чистой питьевой воде — все более выгодным.
С каждым годом чистой доступной воды в мире становится меньше, а поставлять ее для населения становится сложнее и дороже. Причины очевидны и общеизвестны: рост численности населения, промышленное загрязнение, изменения климата и т. п. В постсоветских странах к этому добавляется проблема сильно изношенной водопроводной сети (именно то, что сейчас ощутили на себе минчане).
Закономерное следствие — рост рынка бутилированной воды, а также чистой питьевой воды в розлив. Причем если по первому сегменту еще достаточно просто собрать статистику, то по второму — очень сложно, поскольку значительная его часть находится в тени. В самом деле, на каждый кран по розливу чистой воды в тару покупателя опломбированный счетчик не поставишь. Но пока нам интересен один факт: в последние годы во всем мире бутилированная вода становится самым быстрорастущим сегментом в структуре напитков.
Вот цифры по другому соседу Беларуси — России. Там объем рынка бутилированной воды в 2019 году составил 26,3 млрд л, увеличившись на 28,9%. Внутреннее производство составило 29,7 млрд л и выросло на 12,2%. При этом доля минеральной воды составляет 38,5%, доля питьевой — 61,5%.
В 2019 году экспорт бутилированной воды из РФ составил 3,6 млрд л, снизившись на 42%. Большая часть экспорта идет в Казахстан, Украину и Беларусь.
Есть и импорт, пусть незначительный — не более 1% от российского потребления. В 2019 году было импортировано 169,2 млн л — на 8,6% больше, чем в 2018-м. Это бутилированная вода в дорогом ценовом сегменте, которую российские компании закупают в Грузии, Франции и Италии.
Чтобы не просматривать массу статистики по всему миру, достаточно сходить по этой ссылке: worldometers.info/water.
Как видим, белорусы в день потребляют 421 литр воды (не пугайтесь, это с учетом промышленного потребления), украинцы — 604, россияне — 1311, поляки — 763.
В ЕС считают иначе: на человека в день питьевая вода + домашнее потребление для разных нужд. В Германии выходит 122 л, Польше — 98 л, Великобритании — 150 л, Литве — 61 л.
И еще немного цифр по Европе. Средний европеец за год потребляет 109,9 л бутилированной воды — больше чем в любой другой части мира. На Европу приходится 26,2% мирового потребления бутилированной воды — это 52 млрд л — больше всего в мире. Производство бутилированной воды в ЕС — это бизнес годовым оборотом 12,4 млрд евро.
В этой промышленности напрямую занято 54 тыс. человек, опосредованно — 833 тыс. Бутилированием воды в Европе заняты 594 компании, из них 84% — из сегмента малого и среднего бизнеса.

В общем, рынок расцветает. И либо белорусские компании, поторопившись, выйдут на рынки ЕС и РФ с чистой белорусской водой, либо европейские производители выйдут на наш рынок. Россияне уже на нем обосновались.
Рынок бутилированной воды — во всех его сегментах (включая премиум) — становится все более привлекательным местом. По данным консалтинговой фирмы Zenith Global, мировой рынок в последние годы ежегодно увеличивается на 9% и составляет $147 млрд. Основная причина — изменение образа жизни, включая переход от безалкогольных напитков и алкоголя к более здоровому питанию. Да и просто чистая вода в кране стремительно становится роскошью.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.