Форс-мажор, аренда, зарплата, отпуска, контроль на «удаленке»: юристы отвечают на вопросы предпринимателей
Вопрос
С введением бесконтактной формы доставки товара подтверждение доставки сейчас практически невозможно (точнее, и не делается). Курьеры привозят товар и никаких подтверждений не требуют от заказчиков (раньше ставили подпись на документах). Как можно обезопасить такие сделки от мошенничества?
Комментарий адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» (СПП)
Как и раньше, сохранена необходимость составления документов, опосредующих факт передачи и/или транспортировки товара, его доставки покупателю. Для юридических лиц такими документами являются ТТН-1 и ТН-2 (в зависимости от использования транспорта при доставке). Правила составления указанных документов определяют, что подпись покупателя — физического лица на таких документах в определенных случаях не проставляется, например, если момент оплаты товара совпадает с моментом его передачи.
Поэтому продавцам, доставляющим товар до потребителей, необходимо дополнительное подтверждение факта передачи товара.
В рамках бесконтактной формы доставки товара чаще всего покупатель заранее оплачивает товар, то есть до момента его доставки. Поэтому собственно факт передачи товара не может быть подтвержден непосредственно оплатой товара. Если же оплата идет по факту доставки (например, картой), это и является должным способом подтверждения доставки.
Поскольку законодательство не предусматривает возможность бездокументарной передачи в случаях, если между оплатой товара и его передачей есть разрыв во времени, получать подтверждение такой передачи все равно придется. Документ должен подтверждать именно факт получения товара покупателем и исключать риск каких-либо претензий с его стороны. В любом случае, курьер может оставить товар вместе с необходимым документом около двери, покупатель забирает товар без контакта с курьером, подписывает документ и оставляет его около порога. При этом продавцу необходимо еще раз напомнить покупателю о необходимости соблюдения правил гигиены: использование перчаток и т.д.
На наш взгляд, такие действия не выходят за рамки того, что сейчас принято называть бесконтактной доставкой.
Как вариант можем предложить следующее: продавец может технически в рамках своего предложения или сайта установить возможность подтверждения факта доставки кликом на всплывающее сообщение (как пример). Что позволит снизить риски возможных претензий. Однако данный способ требует дополнительных действий по настройке приложения, интернет-сайта и т.д.
Полностью отказаться от документов, подтверждающих именно факт передачи товара, невозможно, учитывая текущую ситуацию. Вместе с тем на продавце также лежит риск претензий со стороны покупателя о недоставке или доставке не всех товаров. Поэтому продавец обезопасит и себя, и потребителя, организовав возможность получения от покупателя подтверждения доставки.
Вопрос
Арендатор хочет досрочно расторгнуть договор аренды. Минимальный срок аренды — полгода. Этот срок предложил ранее арендатор. Сейчас ссылается на ст.421 ГК Республики Беларусь. Арендатору предложено на 2 месяца снизить арендную ставку на 40%. Арендатор согласился. Потом отказался от этого и хочет идти в суд. Данное помещение приобретено в кредит в госбанке. Как арендодателю защитить себя от произвола арендатора? (При подготовке ответа были проанализированы документы по спорному правоотношению.)
Комментарий СПП
На наш взгляд, оснований для расторжения и/или изменения договора на основании существенного изменения обстоятельств (ст.421 ГК) не имеется. Вероятность расторжения договора в судебном порядке по данному основанию оценивается как крайне низкая.
Обоснование
Правовым основанием для расторжения договора является ст.421 ГК, фактическим — увеличение количества заболеваний коронавирусной инфекцией COVID-19 в Республике Беларусь.
Согласно представленным документам, арендуемые помещения планировались к использованию как офисы.
Чтобы констатировать изменение существенных обстоятельств по ст.421 ГК, необходимо наличие 4 условий в совокупности:
- В момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет.
- Изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота.
- Исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
- Из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Договор был заключен в марте 2020 года, когда эпидемиологическая ситуация в мире уже была напряженной. Представляется, что возникновение неблагоприятной эпидемиологической ситуации в Беларуси, падение покупательского спроса и иные самоограничения могли быть спрогнозированы и были уже существующим риском, который стороны могли предвидеть. В связи с этим вспышка коронавирусной инфекции и экономические последствия в рассматриваемой ситуации относятся к предпринимательскому риску арендатора.
Использование офисных помещений ни законодательством, ни арендодателем не ограничивалось. Информация в СМИ о количестве заболевших COVID-19 в Республике Беларусь, решение части населения не посещать общественные места не препятствуют использовать помещения как офисные.
При этом самостоятельное освобождение помещений и переход на удаленную работу не являются основаниями, освобождающими от уплаты аренды.
Мы не усматриваем оснований для расторжения договора в связи с существенно изменившимися обстоятельствами. Кроме того, следует отметить, что расторжение договора на основании ст.421 ГК — крайне редкое явление в судебной практике Республики Беларусь.
В этой связи рекомендуем найти с арендатором взаимовыгодное решение по сложившейся ситуации по соглашению сторон, в противном случае придется осуществлять исполнение договора в соответствии с его условиями.
Комментарий СПП
Скорее нет, чем да. Но альтернатива все-таки есть.
В соответствии с законодательством наниматель обязан выплачивать заработную плату регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, отраслевом соглашении или в трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц, если иная периодичность не определена контрактом (часть первая ст.73 ТК Республики Беларусь). При этом под заработной платой понимается всякое вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время (часть первая ст.57 ТК Республики Беларусь). Также следует учитывать, что нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин на должностное лицо нанимателя, а на юридическое лицо — до ста базовых величин (п.1 ст.9.19 КоАП Республики Беларусь).
Отсюда мы делаем ряд выводов:
- во-первых, и премии, и надбавки, и повышения, и доплаты (а не только оклад) наниматель обязан платить работнику именно в те сроки, которые установлены в его трудовом договоре;
- во-вторых, если какая-то выплата предусмотрена трудовым договором, то выплатить ее в срок обязательно (то есть депонировать невозможно);
- в-третьих, помимо возможности работника обратиться в суд с требованием о взыскании невыплаченной части заработной платы, работник вправе сообщить о нарушении в компетентные органы, которые привлекут и компанию, и ее руководителя к административной ответственности.
Дополнительно следует учитывать, что после таких событий контролирующие органы обязаны предоставить работнику, по жалобе которого была произведена проверка, копию постановления о привлечении нанимателя к административной ответственности. Наличие на руках у работника такого постановления подтверждает, что в отношении работника нанимателем было нарушено законодательство о труде, и дает ему право уволиться от нанимателя по требованию работника (ст.41 ТК Республики Беларусь). За увольнение по такому основанию наниматель выплачивает уволенному работнику (кроме тех, с кем заключен трудовой контракт) выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка (часть вторая ст.48 ТК), а тем, с кем заключен трудовой контракт выплачивается минимальная компенсация в размере трех среднемесячных заработков (часть пятая ст.261-5 ТК).
Альтернативой депонированию может стать полная ревизия систем оплаты труда: отказ от премий и бонусов, изменение баланса постоянной и переменной частей, пересмотр показателей премирования, премирование поквартальное или полугодичное вместо премирования ежемесячного. Наниматель вправе безболезненно корректировать систему оплаты труда. Те бизнесы, которые привыкли успешно справляться с различными кризисами, регулярно пересматривают системы оплаты труда, чтобы они отвечали интересам собственников, требованиям времени и мотивировали работников (причем, чтобы мотивация была не пустым лозунгом на страницах внутренних политик компании, а реальным живым инструментом, выгодным как для персонала, так и для собственника бизнеса).
Вопрос
Какими документами по законодательству должны быть обоснованы изменения существенных условий труда? Например, перевод на 0,1 ставки. Интересует в первую очередь обоснование этой необходимости, чтобы избежать трудовых споров.
Комментарий СПП
Законодательство не содержит исчерпывающего или хотя бы примерного перечня документов, подтверждающих обоснованность экономических, организационных или производственных причин для целей соблюдения процедуры изменения существенных условий труда.
Это могут быть любые документы, подтверждающие фактические обстоятельства, которые становятся причиной изменения существенных условий труда:
[подтверждающие экономические причины]:
- аудиторские заключения,
- бухгалтерские справки,
- акты внутренних проверок,
- докладные записки,
- любые иные документы, составленные на основании объективных данных бухгалтерского учета,
[подтверждающие организационные причины]:
- докладные записки,
- новые локальные правовые акты (внутренняя политика, положения, правила), утверждаемые нанимателем,
- любые иные документы, составленные на основании объективных данных управленческого учета,
[подтверждающие производственные причины]:
- письма (уведомления) контрагентов о расторжении договоров,
- акты,
- докладные записки,
- любые документы, фиксирующие простой, снижение производительности и другие производственные причины.
Перевод работника на 0,1 ставки предполагает то, что наниматель не может загрузить работника работой на 40 часов в неделю и с учетом текущей ситуации ему достаточно, чтобы работник был занят своей работой только 4 часа в неделю. Это может быть вызвано различными причинами, а также комплексом различных причин.
На нанимателе не лежит обязанность правильно идентифицировать характер причины: она экономическая или производственная, на нанимателе лежит обязанность лишь адекватно изложить работнику, чем обосновано уменьшение объема работ на его участке. Поэтому прямо в уведомлении нужно детально описать, в чем состоят причины: изменился режим работы в магазине, и работать нужно реже, уволилась часть сотрудников, пришлось закрыть часть ресторанов и соответственно перегруппировать людей, снизился пассажиропоток у оператора такси, главный заказчик прислал уведомление о расторжении договора поставки и пр. Все эти категории измеримы, соответственно где-то в учете обязательно есть оцифрованные сведения, что раньше дела обстояли одним образом, а сейчас — иначе. Способность извлечь из учета необходимые сведения позволяет безболезненно обосновать в уведомлении работнику причины изменения его существенных условий труда.
Хочу еще раз обратить внимание, на нанимателе не лежит обязанности предоставлять какие-либо подтверждающие документы работнику — нет необходимости разглашать ему какие-то сведения, носящие конфиденциальный характер, отдавать копии или показывать оригиналы каких-либо документов. Наниматель обязан иметь такие документы у себя в принципе, а также проинформировать об их влиянии на изменения существенных условий труда работника или группы работников. Качественной подготовки уведомлений об изменении существенных условий труда достаточно.
Вопрос
Была ли реальная судебная практика по отработке рабочего времени сотрудника на «удаленке», когда возникли споры по оплате фактически отработанного рабочего времени?
Комментарий СПП
Судебная практика по данной категории дел нам не известна.
Комментарий СПП
Перевести работника на дистанционную работу можно с его согласия, оформив с ним лишь дополнительное соглашение, либо изменив работнику в связи с обоснованными экономическими, организационными или производственными причинами существенные условия труда.
Обе процедуры регулируются лишь Трудовым кодексом Республики Беларусь (ТК), так как в целом большинство норм трудового законодательства консолидированы в рамках одного документа. Однако, действительно, дополнительно пунктом 14 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» нанимателям предоставлено право изменять существенные условия труда работника, за исключением уменьшения размера оплаты труда, в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя (при этом наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 календарный день).
Данное положение является исключительным в смысле того, что оно содержится не в ТК, а в указе Главы государства, но это объясняется исключительностью самой ситуации, которая складывается сейчас в Беларуси и во всем мире.
Ранее только нормы о контрактной форме найма были длительное время (около 20 лет) самостоятельны и не входили в содержание ТК, но в 2020 году они также были инкорпорированы в ТК.
Вопрос
Имеем ли мы право отправить работников в отпуск за свой счет? Как в последующем при расчете отпускных, уже плановых, будет учитываться этот месяц?
Комментарий СПП
Работнику по инициативе нанимателя может быть предоставлен социальный отпуск без сохранения или с частичным сохранением заработной платы (часть первая ст.191 ТК Республики Беларусь) в случаях:
- необходимости временной приостановки работ;
- временного уменьшения объема работ;
- отсутствия другой работы, на которую необходимо временно перевести работника в соответствии с заключением ВКК или МРЭК.
Такой социальный отпуск может быть предоставлен только по письменному согласию работника.
Размер сохраняемой заработной платы, равно как и указание на то, что отпуск будет без сохранения заработной плат, определяется по соглашению между работником и нанимателем, если иное не установлено коллективным договором, соглашением (часть третья ст.191 ТК Республики Беларусь).
Продолжительность такого отпуска не может превышать шести календарных месяцев в течение календарного года (суммарно) (часть вторая ст.191 ТК Республики Беларусь).
Совершенно верно замечено, что длительный отпуск за свой счет (не важно, по чьей инициативе он предоставлен — работника или нанимателя) влияет на правила исчисления рабочего года для целей предоставления ежегодного трудового отпуска.
Рабочим годом считается год с момента приема на работу (например, с 01.09.2019 по 31.08.2020).
В течение рабочего года работник может отсутствовать на работе суммарно 14 календарных дней. Все остальные дни отпуска без сохранения заработной платы сдвигают рабочий год (ст.165 ТК Республики Беларусь).
Допустим, работнику предоставлен 1 месяц отпуска за свой счет. 14 дней не скажутся на рабочем годе, а остальные 16 — обязательно. Сдвижение рабочего года означает увеличение его границ: теперь рабочим годом будет период с 01.09.2019 по 16.09.2020 (обратите внимание, что это не сказывается на последующих рабочих периодах, следующий рабочий год будет с 17.09.2020 по 16.09.2021 — снова один год). Эти вычисления имеют значение для права работника на очередной отпуск. За каждый рабочий год работнику положен трудовой отпуск (ст.154, ст.155 ТК Республики Беларусь). Чем длиннее рабочий год, тем реже работник ходит в оплачиваемый отпуск.
При этом следует учитывать, что если за период социального отпуска заработная плата сохранялась за работником частично, то период отпуска полностью включается в рабочий год (п.2 части первой ст.164 ТК Республики Беларусь).
Таким образом, при вынужденной необходимости отправлять работников в отпуск по инициативе нанимателя последние могут сохранить им хотя бы часть заработной платы (1%, 10%, 20% и т.п.), что позволит работникам в свою очередь сохранить право на очередной отпуск. Если наниматель намеревается бороться с текучкой кадров или предупреждать ее, то такой подход может существенно повысить лояльность работников.
Авторы ответов




На правах рекламы