Почему декрет президента №2 не нарушает Конституцию Беларуси, но несет в себе угрозу
Вкратце: декрет № 2 создан на случай смерти главы белорусского государства при покушении, теракте или внешней агрессии и передает в таком случае президентские полномочия Совету безопасности под председательством премьер-министра. При этом в стране вводится чрезвычайное или военное положение, а Совет безопасности обеспечивает реализацию таких мер.
Некоторые комментаторы почти сразу заявили, что декрет № 2 противоречит Конституции Беларуси, поскольку там уже есть статья 89, которая регламентирует передачу президентских полномочий в случае утраты главой государства возможности исполнять свои обязанности (по разным причинам).
Статья 89 Конституции гласит: «В случае вакансии должности президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения присяги вновь избранным президентом переходят к премьер-министру».
Почему же декрет № 2 Конституции не противоречит? Да потому, что, хотя в нем и упомянут Совет безопасности, возглавлять его будет тот же премьер-министр. Именно это и предусматривает Конституция Беларуси, передающая главе правительства полномочия президента, описанные в статье 84.
Что до введения в Беларуси военного и чрезвычайного положения, то оно регламентируется законами «О военном положении» и «О чрезвычайном положении» от 13 января 2003-го и 24 июня 2002 года соответственно. И премьер-министр, наделяемый полномочиями президента, становится главой Совбеза и получает право вводить и чрезвычайное, и военное положение.
То есть, по сути, получается, что декрет от 9 мая просто дублирует Конституцию и действующие законы и ничего нового в белорусское законодательство не привносит. Много шума из ничего.
Потенциальная мина декрета
В случае гибели президента Беларуси следует действовать согласно Конституции. Однако декрет № 2 Александра Лукашенко содержит потенциальную возможность для манипуляций. По какой-то причине в нем прямо не прописан конституционный порядок действий, а отмечено, что заседание Совета безопасности проходит под председательством премьер-министра, и ничего не сказано о прямом подчинении ему других членов Совбеза (хотя это и вытекает из Основного закона).
Таким образом, когда в случае гибели президента начнется борьба за власть, госсекретарь Совбеза теоретически может, ссылаясь на декрет № 2, отказаться подчиняться премьер-министру и исполнять его решения. И тогда нас может ждать гипотетический конфликт военного и гражданского руководства страны. Впрочем, как оно будет на самом деле, покажет время.