Почему Марий Эл и где это вообще?
По мнению посла Беларуси в России Дмитрия Крутого, в некоторых направлениях один российский регион иногда заменяет для нашего рынка целые страны. А для бизнеса одним из таких любопытных направлений посол назвал Республику Марий Эл. Пока вы ищете этот загадочный край на карте (на берегах Волги между Татарстаном и Чувашией), посмотрим на статистику: за весь прошлый год товарооборот нашей страны с этим регионом составил $41 млн, а в 2023-м эту цифру перешагнули уже в мае. Минску оказалась особенно интересна тема импортозамещения — к примеру, именно на земле марийцев нашли замену западным компаниям в сферах сельского хозяйства: племенного животноводства, семеноводства, селекции.
Сейчас Минск и Йошкар-Ола, столица Республики Марий Эл, настроены развивать еще и туристический бизнес: в конце сентября местные власти пригласили белорусских туроператоров, чтобы те приценились к предложениям для путешественников. Реконструируют и аэропорт для международных рейсов. Пока же по воздуху самый быстрый вариант — чуть больше двух часов из Минска до Казани, столицы соседнего Татарстана. Еще столько же придется ехать на машине или автобусе через живописный край лесов и озер.
Причина первая. Познакомиться с традициями последних язычников Европы
Лет 10 назад на международных кинофестивалях собирал призы фильм Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари». Спорная картина на марийском языке, одном из финно-угорской группы, приоткрыла для киноманов удивительный мир традиций местного народа — луговых мари. Особенно впечатлились японцы, которые вдруг обнаружили для себя интересное туристическое направление.
Тут надо отметить, что луговые мари живут не столько на лугах, сколько в окружении лесов. А вот их соседи по республике, горные мари, обитают на холмах. И если последние в перипетиях истории свернули в сторону православия, то луговые мари и в XXI веке смогли сохранить языческие традиции и обряды.
Да-да, язычество здесь до сих пор вполне себе обычная часть жизни, где один из атрибутов — жертвоприношение, а в местном реестре — около 500 священных рощ, которые здесь называют «кюсото». Сначала это кажется необычным и даже странным, но быстро привыкаешь к мысли, что оказался в реальности из «Аватара». Правда, сакральные места туристам не показывают, но всегда рады подробно рассказать о традициях и продемонстрировать прототип такой рощи.
Пару дней в Марий Эл, и ты уже проникаешься местной философией, где рябина — оберег, без которого не обходится ни один свадебный стол; где есть свой календарь, по которому сейчас год Тетерева; а в искусстве то и дело встречаются отсылки к утке-прародительнице, как в карело-финском эпосе «Калевала». Жизнь человека у марийцев испокон веков начиналась и заканчивалась в бане, что тоже роднит их с финнами. А рекламу Coca-Cola с высотки в Йошкар-Оле, говорят, пришлось в свое время убрать из-за возмущения местных жителей — с марийского название бренда переводится как «тетя умирает».
Причина вторая. Поймать атмосферу Амстердама и Хогвартса
Китайский Макао славится тем, что там можно увидеть копию венецианских каналов или сделать селфи с местной Эйфелевой башней. В Йошкар-Оле тоже есть такой квартал, где то и дело будешь ловить себя на мысли: где-то это я уже видел.
На берегу реки Малая Кокшага оказываемся на площади Республики и Пресвятой Девы Марии. Контрастное название — не единственное противоречие этого места. Его главная «фишка» — архитектура, которая стала наследием экс-мэра города. Местные жители обязательно расскажут, что чиновника на 10 лет осудили за коррупцию, а потом добавят: мол, закон-то он, конечно, нарушил, но именно с его руки тут появились инстаграмные места.
В итоге стоишь на площади с противоречивым названием возле православного храма в окружении архитектурного ассорти Европы. С одной стороны — набережная Брюгге с пряничными домиками, с другой — открыточные виды набережной Амстердама. Кстати, домики здесь не просто скопированы с туристических европейских городов, каждый из них адаптирован под местные реалии, но все равно получаем эдакую безвизовую фотолокацию с западноевропейским колоритом. Есть в городе и свой Хогвартс — одна из городских школ построена в виде замка.
Но особая гордость йошкаролинцев — динамические скульптурные композиции от местных айтишников, разработчиков экзоскелета. Одна из них, на доме в португальско-итальянской манере, несколько раз в день демонстрирует вход в Иерусалим Иисуса Христа на ослике и 12 апостолов.
Причина третья. Потереть лапу тому самому Йошкину коту
Йошкар-Ола — единственный город на Й в России. Неудивительно, что именно здесь пришлось кстати выражение «ёшкин кот». Словам решили придать форму, и верный спутник Бабы-яги зазвучал на местный манер. Так в городе появился бронзовый Йошкин кот с газетой «Голая правда», который вальяжно восседает на лавке возле местного университета. Если туристы гладят коту лапу в надежде на исполнение желаний, то студенты трут об его нос зачетки, чтобы успешно сдать сессию.
Йошкина кота активно эксплуатирует и местный бизнес: на вывесках магазинов, мармеладе, бутылках с водой, есть даже алкоголь под таким брендом.
Со временем в городе установили скульптуру и Йошкиной кошки, в которой угадывается героиня Людмилы Гурченко из картины «Любовь и голуби». Считается, что именно этот фильм популяризовал выражение «ёшкин кот».
Причина четвертая. Узнать, зачем в монетах сверлили дырки
Местные национальные костюмы — просто песня для нумизматов. Блестящие монеты считались символом солнца, а звон серебра якобы отгонял злых духов.
Монисто из серебряных монет — отдельная история: в монетах делали отверстия, чтобы лучше крепились на платье. В итоге Петру I даже пришлось запретить такую порчу денег, чтобы не выводить их из оборота. В придачу он приказал вести торговлю с местными народами только медными деньгами и не ввозить сюда серебро. Понятное дело, что на современных репликах-костюмах куда чаще увидишь не царские, а советские монеты.
Впрочем, местный национальный костюм интересен не только денежной составляющей. К примеру, по вышивке на шарпане, женском головном уборе, можно прочитать историю жизни его хозяйки — такой зашифрованный личный дневник. А элементы национальных костюмов и сегодня можно наблюдать не только в музеях. Радужный пояс, яркие цвета которого защищают от злых духов, до сих пор надевают на официальные мероприятия прямо поверх современных нарядов.
Причина пятая. Послушать единственного француза в провинции
Речь о музыке. Единственным французом в русской провинции тут называют музыкальный инструмент — орган. Находится он не в храме, а в оперном театре. Инструмент этой же французской фирмы в России есть только в питерском Мариинском театре. А в Йошкар-Оле его можно услышать еще и с… гуслями.
К слову, на гуслях тут играют даже песни Виктора Цоя. И вокруг инструмента — целый ворох легенд. Скажем, марийский герой Акпарс, играя на этом инструменте при штурме Казани, посчитал шаги до стен города. В итоге исторически гусли считались исключительно мужским инструментом, который в прошлом веке в сложные времена постепенно стал женским. Главное же имя в современной истории края гуслей — Иван Ключников-Палантай, которого называют первым марийским композитором.
Причина шестая. Увидеть подлинники Бялыницкого-Бирули в Васюках
А мы отправляемся по Волге на пароме в город Козьмодемьянск, который встречает местной вывеской на холме а-ля Голливуд. Это территория уже горных марийцев, или тот самый город Васюки из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. В честь Остапа Бендера тут есть музей и проводят «Бендериаду».
Главная достопримечательность города — этнографический музей, где можно прогуляться по воссозданной марийской деревне. Появился он после того, как в соседних Чебоксарах построили ГЭС и несколько деревень ушли под воду. Спасти часть столетних домов смогли в музее под открытым небом.
Местную ГЭС на полную мощность так и не запустили, чтобы не затопить еще больше населенных пунктов. Вода со временем немного отступила, и внуки жителей затопленных деревень до сих пор собираются на полянах, где раньше стояли дома их предков. Говорят, «берем силу от природы».
А еще в Козьмодемьянск едут, чтобы посетить картинную галерею, которая получила название «Малая Третьяковка на Волге». Белорусов тут удивят как минимум два подлинника Бялыницкого-Бирули, полотна Айвазовского, Архипова и других ярких художников.
Причина седьмая. Попробовать суп из калины
Марийская национальная кухня — отдельный пункт программы для гурманов. В ней много удивительных названий, среди которых — многослойный пирог «кравец». А жених мог выбрать будущую невесту по вкусу пива, которое она сварила.
Но самое неожиданное — компот из калины, который непременно предлагают гостям. Раньше он считался… супом, так как варили его обязательно с кашей.
Филипп Гулый, председатель правления Республиканского союза туриндустрии:
— Наиболее комфортный способ познакомиться с марийским турпродуктом — речные круизы из Москвы и Нижнего Новгорода по волжской аквасистеме. Приятный бонус для членов РСТИ — российские круизные компании сделали этот продукт доступным и для белорусских туристов. Надеюсь, что в будущем появится туроператор, способный предложить автобусный тур из Казани до Нижнего Новгорода, проходящий через Чебоксары и Йошкар-Олу. За неделю путешественники смогут погрузиться в уникальную энергию и разнообразие четырех регионов, отличающихся мифологией, культурой, кухней и архитектурой. Эти земли, объединенные логичным историческим повествованием, покажут всю палитру этнографического многообразия. Пока же для белорусов есть возможность добраться прямым авиарейсом до Татарстана (авиабилеты Минск — Казань — Минск обойдутся от 188 евро. — Прим. OL) и, проехав через Марий Эл, вернуться домой из Нижнего Новгорода (авиабилеты Минск — Нижний-Новгород — Минск обойдутся от 82 евро. — Прим. OL) или в обратном направлении.