Как в нулевые: «бэушка» — снова главный способ сменить машину. Что будет с ценами?
Рост цен на подержанные автомобили начался в 2021 году, его причиной стал дефицит новых машин. Постковидное наращивание производства полупроводников не успевало за темпами отложенного спроса на новые машины. К III кварталу 2021 года нехватка поставок в шоурумы достигла таких объемов, что заказанный новый автомобиль покупателям приходилось ждать от двух до шести месяцев.
Часть потенциальных покупателей начала смотреть в сторону «бэушки». Доминирование спроса над предложением привело к росту цен, и эту тенденцию не смог изменить даже выросший поток автомобилей из США и Европы (часть из них ввозилась с использованием льгот 140-го указа, конечно). Мы уже публиковали данные Белстата, согласно которым в 2021 году физлица из стран вне Таможенного союза привезли в Беларусь в 1,8 раза больше автомобилей, чем в предыдущий период, — 41,1 тыс.
Но даже несмотря на «подпитку» рынка извне, стоимость автомобилей от двух до пяти лет выросла как минимум на 30%.
На 2022 год возлагались большие надежды: предполагалось, что дефицит новых машин сократится и цены постепенно пойдут вниз. Однако не случилось ни первого, ни второго. На фоне отсутствия новых машин цены на вторичном рынке продолжили рост, ажиотаж разогревал и повышенной спрос на белорусскую «бэушку» со стороны россиян.
Что почем: пять примеров
Провести полноценный анализ роста цен на рынке б/у из-за нехватки данных проблематично. Но кое-какие выводы на примере отдельных машин можно сделать на основе объявлений на автомобильных площадках.
- В январе 2022 года Renault Kaptur 2018 г. в. с двигателем 1,6 л, вариатором и пробегом 58 540 км предлагался за $13,9 тыс. Не берем в расчет крайние цифры в $11,9 тыс. (на газу и с пробегом под 300 тыс. км) и $20,5 тыс. — и получаем, что сегодня такой же Kaptur стоит в среднем $17,2 тыс. А в цене за четырехлетний вариант надо ориентироваться на $18,4 тыс.
- В начале февраля 2022 года Skoda Octavia 2019 г. в. с двигателем 1,8 л в комплектации Style + Black edition стоила в автохаусе $25,5 тыс., сегодня таких машин в продаже только три, цены колеблются в пределах $24–28,5 тыс. Трехлетних Octavia в объявлениях нет.
- Хорошо встреченный белорусами Kia Cee’d 2017 г. в. с 1,6-литровым бензиновым «атмосферником» в паре с 6-ступенчатой «механикой», пробегом 72 тыс. км и отличной комплектацией в феврале можно было купить за $14,5 тыс. Сейчас таких машин в продаже две — за $13 тыс. (в очень скромном исполнении) и $14,5 тыс.
- В апреле прошлого года Toyota Camry 3.5 AT 2020 г. в. предлагалась за $37,5 тыс., сегодня аналогов в продаже нет, зато двухлетние Camry стоят $46,5–50 тыс.
- Летом BMW X6 2017 г. в. с дизельным мотором 3 л, АКПП и пробегом 180 тыс. км предлагался за $57 тыс. Если не брать во внимание самый дешевый и самый дорогой варианты за $46 тыс. и $87,5 тыс., средняя стоимость сегодня — $55,4 тыс. за такой же автомобиль. А средняя цена на «пятилетку» BMW X6 составляет $58,3 тыс.
Вывод: цены выросли, предложение сократилось.
Что покупали?
Наибольшим спросом в прошлом году пользовались автомобили двух сегментов: бюджетные варианты стоимостью $10–13 тыс. (Volkswagen Polo, LADA (ВАЗ) Vesta) и более дорогие — от $30–40 тыс. (Toyota Camry, Mercedes-Benz С-Класс, BMW X5 и пр.).
Сложно прогнозировать, что будет происходить на вторичном рынке дальше, говорят собеседники:
— Слишком много внешних факторов, влияющих на ситуацию. Мы настроены позитивно, радикальных изменений не ждем, возможна небольшая корректировка цен в меньшую сторону.
Что дальше? Ажиотаж спадет, а цены — вряд ли
Эта тенденция явно доминировала над относительно небольшим объемом пригона проходных моделей из ЕС и «битков» из США. И даже «льготный» 140-й указ, принятый в 2019 году, существенно не поменял картину. Уже к 2017–2018-му рынок «бэушки» предсказуемо начал наполняться такими моделями, как трехлетние VW Polo, Renault Logan, Skoda Rapid, Hyundai Accent и пр. Они продолжат поступать на вторичный рынок еще несколько лет. Но приток новых авто из-за закрытия российских производств в 2022 году прекратился. Теперь альтернативы бюджетным новым машинам нет — даже только что приехавшие к нам «китайцы» не укладываются в привычные $15–17 тыс., а возможности нового Geely Emgrand 7 и обещанной Lada Vesta закрыть возникший спрос пока неясные.
— То есть человек, пять лет назад купивший VW Polo и желающий обновить свое авто, столкнулся не только с отсутствием полноценной замены, но и со значительно выросшим прайсом. И люди начали поднимать цены на свои машины, — говорит собеседник. — По моим наблюдениям, в последние полгода — девять месяцев 2022 года мы это и видели во всех сегментах.
— Стоимость новых машин выросла по всему миру — прежде всего из-за продолжающегося дефицита полупроводников. Плюс мировые производители все чаще отказываются от производства небольших дешевых моделей. Добавим сюда требования к экологии, инфляционные ожидания — и получаем, что цены будут только расти. Аналогичная ситуация будет происходить и с автомобилями с пробегом. Они будут дороже в Европе, дороже будут и у нас.
Порадовать может только то, что нынешний ажиотаж из-за встряски 2022 года и дефицита новых и б/у авто, по словам собеседника, вскоре уляжется:
— Сегодня цены на «вторичке» все же завышены из-за напряженности на рынке. Думаю, в течение года-двух этот накал будет сбит, рынок выровняется, и резких скачков цен не будет.
Что касается модели поведения покупателей, то мы возвращаемся примерно к уровню начала 2000-х, когда основным вариантом обновления личного автопарка были подержанные машины.
— Будем «донашивать» бесчисленные «бюджетники», компактные кроссоверы, плюс увеличится поток пригона машин из ЕС и США. А новые машины снова станут доступными для очень небольшого числа автовладельцев, — прогнозирует Иван Кришкевич.