А что с городами? Так сложилось, что у многих особый трепет и уважение вызывает налет седого прошлого, наличие богатой истории с обязательными для нашей географии перипетиями, а вот отдать дань молодости мы не всегда готовы, наивно полагая, что не доросла она пока что. Так, принимая гостей столицы, мы с присущей скромностью часто говорим: «А что у нас в Минске смотреть? Все же разрушено было... Нет у нас тут древностей!» И не понимаем, что для искушенных приезжих, например европейцев, уникальность нашей столицы как раз-таки в ее молодости, широте проспектов, особенностях градостроения новейшего времени. Древности для них — привычное дело, а попробуй найди такой город в старушке Европе! Но сегодня речь не о Минске (все же о нем еще в 1067 году писали), а о городе, построенном практически на tabula rasa, — Солигорске.

Солигорск — один из крупнейших городов Минской области, расположенный в 135 км от столицы, с населением более 106 тыс. человек. Это крупный промышленный центр. В Солигорске свыше 60 государственных и акционированных предприятий, среди которых такой гигант, как «Беларуськалий», более знакомые простым потребителям АП «Купалинка», ЗАО «Калинка» и ряд других.
Город основан в 1958 году, 62 года от роду (от первого камня, так сказать). Даже по человеческим современным меркам — возраст легкого взросления, что уж говорить о городе. Солигорск входит в плеяду самых молодых городов нашей страны, среди которых также Новополоцк (1958), Белоозерск (1958), Светлогорск (1961), Новолукомль (1964). И среди них Солигорск оказался наиболее быстрорастущим и самым крупным. Соль земли, как оказалось, более привлекательна, чем энергетика и химическая промышленность, и манит людей даже чуть-чуть больше, чем нефтепереработка (Солигорск пусть и незначительно, но все же немного превосходит по численности населения Новополоцк).
Интересно, что Солигорск является практически ровесником такого города, как Доха (Катар, год основания — 1963, население — 796 947 человек), значительно старше, чем Дубай (ОАЭ, датой основания которого часто называют 1970-е годы, когда началось новое строительство города хоть и не на пустом месте, население — свыше 3 млн человек. Соли нет, есть нефть). Солигорск старше также, чем Нави Мумбай (Индия, 1972, население — более 1,5 млн человек, самый большой «искусственный» по площади город в мире. Нет ни нефти, ни соли), можно его называть и сверстником Астаны (которая с 1961 года называлась Целиноградом, и городская застройка этого населенного пункта стартовала в тех же активных 1960-х). Если же посмотреть в сторону менее экзотичных, но с не менее богатыми ресурсами соседей, то можно заметить, что в России новые молодые города в 1960-1980-х возникали там, где есть различные ресурсы — от нефти до энергии — и где возводились крупные предприятия по их добыче (свидетельство тому — Агидель, Лангепас, Муравленко, Покачи и др.).
Тем не менее Россия уже наметила готовность строить города будущего, где главный ресурс — человеческий разум (свидетельство тому — город Иннополис с говорящим названием (год основания —2012, зарегистрированное население — 405 человек, а проживает почти 4 тыс.).
Но вернемся к сути, а точнее — к соли нашего разговора — Солигорску. Город основан на подъеме промышленности огромной страны, когда все росло и развивалось просто бешеными темпами, когда человек готовился покорить космос и осваивал ранее недоступные ресурсы и земли. Населенный пункт возник в связи с открытием и промышленной разработкой калийной соли и тогда назывался Ново-Старобинск. Первый генплан застройки города архитекторы разработали на 14-16 тыс. жителей с учетом того, что запасов соли в недрах этих земель хватит на 200 лет, а городской генеральный план учитывал обеспечение занятости будущих жителей. Так, для занятости спутниц мужского населения (шахтеров) построили «женские» предприятия — теперь это известные бренды легкой промышленности «Купалинка» и «Калинка», для детей — учреждения образования как дошкольные, так и средние специальные, учреждения здравоохранения и все, что могло обеспечить культурный и здоровый досуг жителей. Планировали с перспективой, с целью привлечь и удержать людей. В СССР строили город для жизни молодых.
А в жизни независимой молодой страны Беларусь Солигорск стал поистине уникальным городом. В его окрестностях можно увидеть нетипичные, экзотичные и даже космические пейзажи. Терриконы влекут и манят сюда фотографов и туристов. Терриконы (или менее поэтично и загадочно — солеотвалы) — это стометровые горы выработанной породы, место паломничества любителей экзотики со всей Беларуси, искусственные и недоступные горы нашей страны, любоваться которыми можно лишь издалека (если вы не из числа посвященных тружеников отрасли, для которых в таких пейзажах гораздо меньше романтики и таинственности).
И если в ближайшее время вы не планируете путешествие на Марс, но хотите увидеть предполагаемые пейзажи — вам сюда. Марс — рядом, 137 км, к тому же Марс однажды от нас уже отрекся. Так что — сами, все сами. Говорят, в зависимости от времени суток терриконы играют красками и выглядят совершенно по-разному. Оценить воочию закатные и рассветные высоты нам пока не удалось, но все успеется.


Эти горы — свидетельство деятельности предприятия, которое является одним из крупнейших в стране и производит пятую часть мирового объема калийных удобрений. Это же предприятие является градообразующим, а также создает репутацию и туристическую привлекательность городу. Солигорск — месторождение гостеприимства, говорят на «Беларуськалии». И приехавшие сюда туристы смогут убедиться и в гостеприимстве, и в наличии поводов для поездки.
В Солигорске же, кроме уникальных пейзажей вокруг, можно увидеть людей редкой для наших широт профессии — шахтеров. Есть те, кто помнит, что быть шахтером — это почти как в былые времена стать космонавтом или сейчас — блогером-многомиллионником — мечта многих мальчишек. Сами шахтеры говорили и говорят: «Мы не получаем — мы зарабатываем». Согласитесь, проводить по 6 часов на глубине около полукилометра под землей с тяжелыми физнагрузками — нелегкий труд. По статистике 1990-х годов (в это время профсоюз впервые добился обнародования данных о средней продолжительности жизни горняков «Беларуськалия»), средняя продолжительность жизни горняков была 49 лет.

Современные горожане гордятся своей уникальностью и на тяготы профессии стараются смотреть с юмором. В городе появляются символы, которые со временем могут стать такими же массовыми и любимыми, как широко известные гномики Вроцлава (кстати, тоже символичные шахтеры) — солигорские кротики. Станут ли кроты также многочисленны и любимы — покажет время.


Скульптура крота-шахтера возле главного управления «Беларуськалия» появилась летом 2018 года, в преддверии 60-летнего юбилея города. Небольшой монумент выполнен из металла и изображает весьма очаровательного зверька с шахтерской каской и фонариком на голове. На глазах у крота забавные очки, а на ногах рабочие сапожки — он присел на бревно, чтобы почитать газету. Эта скульптура — своеобразный символ и тяжелого шахтерского труда под землей, и заинтересованности шахтеров в происходящем на земле.
В рамках подготовки к празднику в Солигорске появился ряд новых городских объектов, способных привлечь внимание горожан и туристов. Так, например, в это же время здесь был установлен памятник святой Варваре — заступнице и покровительнице шахтеров.

Но и до подготовки к юбилею в городе появлялись интересные объекты. В 2007 году в одном из парков установили композицию «Странствующий король» (скульптор — В. Малахов). Говорят, автор задумал скульптуру как символ вечного поиска себя. Странник до тех пор остается таковым, пока не найдет себя, а уж потом — свое место, город, страну. Интересно, что первоначально планировалось сделать короля одиноким. Но в ходе изготовления скульптуры Малахов принял довольно неожиданное и на то время рискованное решение: отлить из металла и юную принцессу. Технически металл считается более «мужским» материалом, и можно по пальцам пересчитать число изготовленных из него женских образов. Но все сложилось: король в поиске себя не одинок, за спиной — верный тыл, что наверняка пришлось по душе представителям династий мужественных градообразующих горняков. Да и вообще, с женщинами веселее. И даже с одной.

В целом все солигорские достопримечательности — от самых современных до появившихся ранее — молоды, полны надежд и смыслов. К 50-летнему юбилею Солигорска реконструировали городской парк. Так здесь появились объекты, символизирующие четыре стихии: огонь, воду, воздух и землю (архитектор — А. Соболевский). Фонтан символизирует стихию воды, его диаметр — 32 метра, из него бьют 700 водных струй на высоту 20 метров. Они постоянно меняют направление, создают новые формы. Вечером водное представление подсвечивается 80 фонарями. Стихию огня представляет аллея с развевающимися оранжевыми флагами, там же находится Площадка Солнечных зайчиков, которую особенно любят дети. Элементы садово-ландшафтного дизайна представляют стихию земли, а воздух представлен Аллеей звучащих трубок и ветряной мельницей интересного дизайна.
Есть в молодом городе и сакральные, овеянные молодыми мифами и легендами места. Таким объектом стопроцентно является солигорское Древо Жизни, изображенное на стене дома 65 по улице Заслонова (автор — В. Кривоблоцкий). Панно было открыто в 1993 году, еще до эры популярности муралов в городах. Однозначной трактовки сюжета солигорского панно «Дрэва Жыцця» не существует. И если искусствоведы склонны воспринимать картину как проводника в загадочный внутренний мир художника, то горожане с удовольствием сочиняют легенды о таинственном зашифрованном послании и сильной потусторонней энергетике этого объекта. Композиция начинается с основания-пьедестала, на котором изображены два зубра — старейшие символы Беларуси. Между ними — Адам и Ева, библейские родоначальники человечества. Как продолжение жизни в ее развитии — Мадонна с ребенком. По сторонам изображены группы людей — символы семьи, благополучия. Фрагмент, который расположен выше, изображает юношей, погибших на полях сражений в войнах за Родину. Панно завершает распятие — символ воскрешения, крест и всевидящие очи Всевышнего, глубокие, чистые, предостерегающие — символы вечности.

«Творческому человеку без веры нельзя», — говорит автор солигорского «Дрэва Жыцця», и жители верят в светлое будущее и развитие своего города.
А мы творим и верим, что в ближайшем будущем и у нас появятся новейшие города, IT-грады, наукограды или те самые урбанистические объекты, которые позволят нам построить свои Дохи и Дубаи, — география располагает.

- Путешествия по Беларуси. Слуцк — город знаменитых женщин
- Копыль: древние курганы, еврейские захоронения, флер татарщины и мозаика сграффито
- Легенды белорусского курорта. Мядель
- Поставы — наследие Тизенгаузов, парфорсная охота и Первая мировая
- Полоцк — классика по-новому: первая демократия, Скорина-бизнесмен и темечко нации
Фото: shutterstock.com, holiday.by, lider-press.by, soligorsk.net, 34travel.me, kali.by, soligorsk.city, esoligorsk.by