С апреля 2025-го до конца января 2026 года индекс акций компаний высоких технологий США Nasdaq 100 подскочил почти на 60% — с 16 500 п. до 26 200 п.
Главный локомотив такого взлета — бум инвестиций в искусственный интеллект, ожидание феноменальной отдачи от этой новой технологической революции.
Однако в последний неполный месяц Nasdaq 100 обрушился к 24 400 п. — рубежам осени 2025 года. И это не просто локальная коррекция. Причины гораздо глубже.
Риск инвестиционного «пузыря»
За последние годы крупнейшие технологические компании направили сотни миллиардов долларов на развитие ИИ, инфраструктуры дата-центров. Среди них — Microsoft, Alphabet, Amazon, Meta Platforms, NVIDIA и др.
Однако теперь рынок все чаще задается вопросом: окупятся ли эти вложения? Нет ли здесь ажиотажного «пузыря»? Высокие ожидания уже заложены в капитализацию компаний. Но что, если проекты не дадут должной отдачи, рост выручки и прибыли будет невысок? Ведь для вложений привлекаются гигантские кредиты. Если их будет сложно погашать из-за недостаточных продаж, «пузырь» может лопнуть. Инвесторы и кредиторы могут резко пересмотреть оценки и отвернуться от сектора. История «доткомов» — краха передовых IT- компаний начала 2000-х — напоминает, как быстро эйфория сменяется распродажами.
Ведущие технологические корпорации создают значительную долю рыночной капитализации США и всего мирового фондового рынка. Поэтому опасность уже выходит далеко за рамки сектора и может стать глобальным негативным явлением.
Парадокс самоуничтожения
Есть и более тонкий риск — технологический каннибализм. Современные ИИ-модели способны автоматизировать разработку программного обеспечения, генерировать тексты и изображения, писать код. Создают продукты, которые во многом меняют системы в менеджменте, финансах, страховании, кадрах, обучении... Это не просто позволяет замещать многие функции человека, снижая потребность в занятости. Но заменяет и разработки тех компаний, которые создают и совершенствуют ИИ. Возникает парадокс: компании инвестируют в ИИ-технологии, которые могут обрушить спрос на их собственные услуги. Илон Маск высказал идею о том, что «кто породил искусственный интеллект, тот от него и умрет».
Макроэкономический оптимизм
С другой стороны, оптимисты видят по-прежнему огромные плюсы в развитии ИИ. Он действительно невероятно развивает технологии. Рост производительности труда позволяет увеличивать выпуск без пропорционального роста занятости. Теоретически это создает редкую комбинацию: ускорение экономики без перегрева рынка труда, т. е. без скачка зарплатной инфляции.
Если компании смогут внедрить ИИ в производство, логистику, финансы, услуги, социальную сферу, потенциальный рост ВВП может сделать скачок. Для экономики, правительств и центральных банков это означало бы больше пространства для развития.
При этом акцент может быть на том, что ИИ повышает эффективность производства, но не заменит людей, а будет их помощником.
Энергетический фактор
В этой парадоксальной сфере есть и иное ограничение — энергия. Дата-центры потребляют все больше электричества, а расширение генерации требует времени, инвестиций, ресурсов. Если спрос на электроэнергию резко вырастет, ее стоимость может увеличиться, передавая инфляционный импульс в экономику разных стран.
В этом случае центробанки и правительства окажутся перед сложным выбором: поддерживать рост смягчением денежной политики или бороться с инфляцией ужесточением и повышением процентов.
Что перспективно, а что рискованно?
В выигрыше могут оказаться инфраструктурные и энергетические компании, производители комплектующих для высоких технологий, поставщики сырья. Уязвимыми выглядят бизнесы с завышенными кредитами и слабым денежным потоком. Особенно если их оценки строились на оптимистичных ожиданиях по ИИ, которые не оправдаются.
Сценарии развития различны: от мягкой коррекции с последующей стабилизацией до более глубокой переоценки активов. Возможен и устойчивый рост — если инвестиции действительно приведут к скачку производительности.
Таким образом, то, что еще недавно считалось сугубо технологическим вопросом, становится макроэкономической темой — от динамики инфляции и занятости до устойчивости финансовых рынков и роста глобального ВВП.
Пока же рынок балансирует в неопределенности между эйфорией и осторожностью. ИИ остается мощным драйвером трансформации. Однако его влияние на экономику и активы будет зависеть не только от технологий, но и от фундаментальной логики спроса, прибыли и ресурсов. Категоричные выводы о перспективах делать рано — слишком многое еще впереди.
Мнение автора не является инвестиционной рекомендацией.
Фото: Envato Elements
