Форум собрался в условиях беспрецедентного за послевоенные десятилетия противостояния союзников — США и Европы. Дональд Трамп в жесткой риторике и силовых угрозах заявлял притязания на Гренландию — территорию Дании, члена ЕС и НАТО. В этом риски слома установленного десятилетиями миропорядка в политике, экономике, военной и правовой областях. Трамп накануне форума заявил о введении дополнительных пошлин в размере 10% на импорт из восьми стран Евросоюза, не согласных с присоединением Гренландии к США.
И в выступлении в Давосе Трамп обрушился с уничтожительной критикой на Европу, считая ее слабой и неблагодарной за помощь США в экономических и политических вопросах. На таком фоне резко подскочили риски на финансовых рынках. Их показатель — «индекс страха VIX» — повысился за несколько дней к 20 января на 37%: с 15,3 до 21 п.
Впрочем, форум показал и уязвимость такой позиции для самих США.
Во-первых, европейские страны не поддались давлению. ЕС допустил возможность ответных санкций для противодействия принуждению и открыто начал подготовку к новой «торговой войне» и к дополнительному размещению военных сил в Гренландии.
Во-вторых, нарастание рисков вызвало отторжение финансовых рынков от активов США, которые стали восприниматься как опасные. Индекс доллара к основным валютам — USDX — снизился с 99,3 до 98 п. Индекс акций S&P 500 к 20 января за три дня упал с 6980 к 6790 п., сразу на 3%, растеряв весь бурный рост за месяц. Обрушились и цены государственных облигаций США — 10-летних трежериз, показывая неверие инвесторов в их былую надежность. Поэтому процент по ним подскочил на 5% — с 4,1 до 4,3%.
А падение цен активов очень болезненно для президента. Ведь их рост — не только показатель успешности его политики. Но, кроме того, миллионы избирателей — держателей ценных бумаг получают доход от их удорожания, что создает и стимулы внутреннего спроса, роста экономики. Заметное же удешевление подрывает возможности такого стимулирования, материальное положение, доверие к президенту.
И Дональд Трамп попятился. Рынки знают эту его черту: после нагнетания экстремального негатива отказ от него. Такая политика у инвесторов получила название TACO (Trump Always Chickens Out) — «Трамп всегда "выпустит цыплят"», т. е. отступит.
На третий день форума он заявил, что отказывается от введения повышенных тарифов и вообще от притязаний на принадлежность острова США боевым путем или его приобретением. Претендует только на наличие там своих военных баз. Такая новость резко ослабила и напряженность на рынках.
Индекс VIX опустился к уровню около 16 п. S&P 500 вновь поднялся выше 6900 п. Доходность трежериз снизилась к 4,2%. Немного поднялся и доллар — к рубежам 98,7 п. по USDX. Обратим внимание, что напряжение хотя и сократилось, но не вернуло котировки к показателям «до Давоса». По принципу «осадочек остался».
Дальнейшая динамика инвестиционных активов теперь будет, вероятно, в большей степени снова зависеть от хозяйственных показателей, политики центробанков. Если только снова Трамп не проявит свойственную ему необузданность.
Отдельно отметим динамику во время Давосского форума по теме противостояния России и Украины. Она не стала, как хотели европейские страны, одной из основных на форуме. Это само по себе уменьшило градус нагнетания данной тематики. Кроме того, в Давосе Дональд Трамп встречался с президентом Украины Владимиром Зеленским. Судя по косвенным признакам, отмеченным экспертами, процесс мирных переговоров удалось перезапустить. Одновременно с форумом в Москву на встречу с Владимиром Путиным прибыли переговорщики от Трампа Стив Уиткофф и Джаред Кушнер.
Рынок благосклонно воспринял такие сигналы возможного позитива в мирном урегулировании. Российский рубль, против ожиданий укрепляющийся в январе от рубежей в районе 82 рублей за доллар, получил дополнительный стимул для роста. Доллар к рублю снизился за время форума с 78,3 к 76 рублям.
Это повлияло и на подъем белорусского рубля к доллару. С 19 января Нацбанк уменьшил курс рубля с 2,9 до 2,85 рубля.
Динамика на перспективу будет также зависеть от процесса переговоров и хозяйственных показателей России и Беларуси, политики их центробанков. Но в целом дальнейший рост на позитивных новостях может быть ограниченным из-за общей многолетней долгосрочной направленности укрепления доллара к рублю.
В таком случае для белорусского рубля весомый рубеж при продолжении роста — 2,8 рубля за доллар. А сильный уровень и первая цель при усилении доллара — 2,94−2,95 рубля.
Мнение автора не является инвестиционной рекомендацией.
