Для тех, кто верит в чудеса и квантовую механику: редакция OL советует любимые книги
- Донна Тарт «Щегол»
- Горан Петрович «Атлас, составленный небом»
- Уолтер Айзексон «Взломавшая код»
- Ларс Миттинг «Норвежский лес. Скандинавский путь к силе и свободе»
- Алексей Семихатов «Сто лет недосказанности: квантовая механика для всех в 25 эссе»
- Людмила Улицкая «Искренне ваш, Шурик»
- Анна Гавальда «Просто вместе», «Утешительная партия игры в петанк»
Ольга Антипенко (редактор сайта OL) и «Щегол» Донны Тарт
— Я прочитала эту книгу почти сразу после ее выхода на русском языке. Это было 10 лет назад, когда мы все читали на бумаге гораздо больше, чем сейчас. Да и в принципе читали больше.
В одной из рецензий на «Щегла» говорилось, что «это роман, в который можно завернуться, как в одеяло», и забыть обо всем на свете. Так, собственно, оно и вышло. «Щегол» — мой роман-одеяло, книжка-плед, в котором сам процесс чтения уже счастье.
Тринадцатилетний Тео приходит с мамой в музей, происходит теракт, мама погибает, мальчик остается жив и уносит из музея любимую картину матери «Щегол», а через 14 лет узнает, что картина в розыске Интерпола. Это если кратко...
Но не в содержании дело. А в том, как нанизываются друг на друга слова, предложения, строчки, страницы... Наверное, если бы роман появился в этом году, он не смог бы избежать «вязаного тренда». Так что если вы так же скучаете по тем самым книжным временам, а на больших новогодних выходных у вас есть время, можете завернуться в «Щегла», как в вязаное одеяло. И в первую очередь не для того, чтобы что-то прочитать, а для того, чтобы просто читать.
Ольга Пасияк (редактор службы новостей OL) и «Атлас, составленный небом» Горана Петровича
— Нам часто не хватает хороших новостей, поводов для улыбки и маленьких чудес. Но у нас есть книги, которым под силу добавить немного волшебства нашим будням, потому что «реальность — это всего лишь слишком тщательно причесанная фантазия». И это как минимум хорошая новость!
Среди таких книг — «Атлас, составленный небом» сербского писателя Горана Петровича. В зимние вечера она как имбирное печенье к ароматному чаю у камина: поднимает настроение и оставляет послевкусие чего-то очень уютного.
Представьте, что в вашем доме вместо крыши — голубое небо, ваши соседи умеют ловить лунный свет и раскладывать по разным сундукам легкость и тяжесть жизни. Впрочем, уж точно несложно вообразить, как «в холодные дни мы выбираем особенно теплые воспоминания и затыкаем ими щели в оконных рамах или накрываемся ими перед тем, как улечься спать».
Почему я советую именно книгу Петровича? Это история для тех, кто любит смыслы и глубину, потому что «даже самый сильный ветер беспомощен перед тяжестью непонимания». Она для тех, кто готов адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, потому что «вечна только борьба добра и зла, все остальное длится непонятно сколько». И конечно же, для обволакивающей светлой грусти, потому что «воспоминаниями не бросаются — ведь тогда однажды на помойке может оказаться большая, чем та, что осталась дома, часть тебя самого».
Лидия Стельмах (руководитель отдела рекламы OL) и «Взломавшая код» Уолтера Айзексона
— Айзексон хорошо известен своими биографиями, вы наверняка читали его бестселлеры о Стиве Джобсе и Леонардо да Винчи. Но я хочу рассказать о его работе над биографией Дженнифер Даудны — женщины, которая буквально перевернула наш мир. Вместе со своей коллегой, ученым-микробиологом Эммануэль Шарпантье, в 2020 году она получила Нобелевскую премию по химии за создание CRISPR — технологии редактирования генома.
Это история о женщине, буквально придумавшей «волшебную палочку», которая может исправлять ошибки в книге жизни. Возможность изменять ДНК давно интересовала биологов и медиков, но открытие Даудны позволяет сегодня делать это с невиданной скоростью и точностью.
Книга позволит не только погрузиться в науку (этого бояться не стоит, все сложные концепции объясняются предельно понятным языком), но и вспомнить о том, как важно в нашей жизни простое любопытство и как далеко оно может завести по-настоящему увлеченного своим делом человека. Дженнифер выросла на Гавайях и с детства просто внимательно смотрела под ноги — на мхи и папоротники. Внимание и любопытство позже привело ее к вопросу о том, как бактерии защищаются от вирусов, а найденный ответ перевернул современную биологию.
«Науку с искусством роднит то, что, освоив базовые приемы, ученый должен обращаться к творчеству».
Удача, упорство, соперничество и сотрудничество — вещи, которые важны в любой сфере. А еще предельно ответственное отношение к результатам своей работы и умение смотреть на несколько шагов вперед: чем обернется решение, которое вы приняли сегодня?
Благодаря этой книге на примере открытия, которое случилось на стыке дисциплин, можно еще раз вспомнить о том, какие потрясающие вещи рождаются из всего того опыта, который мы накапливаем с самого детства и несем через всю жизнь.
Ярослав Лаберко (журналист, специалист по продвижению в соцсетях OL) и «Норвежский лес. Скандинавский путь к силе и свободе» Ларса Миттинга
— В общих чертах «Норвежский лес» — это достаточно прикладная книга. В ней автор пошагово рассказывает о том, как заготавливать дрова. Например, как правильно выбирать деревья, топоры, пилы, рубить и колоть дрова, складывать их в поленницы, выбирать печь для собственного дома, разводить огонь и т. д.
Вместе с прикладной информацией Миттинг рассказывает истории простых норвежцев. Они раскрывают их отношение к процессу заготовки дров и благодаря этому ты в какой-то момент находишь, что за любой, казалось бы, обычной вещью может скрываться нечто большее, даже настоящая философия обыденности.
«Поленница — серьезная вещь. Она не падает в цене на финансовой бирже. Она не ржавеет. Она не подает на развод. Она просто стоит и делает одну-единственную вещь — ждет зимы. Это сберегательный счет, который напоминает вам о вложенной в него работе».
Читая книгу, не воспринимаешь ее прикладной литературой, а ощущаешь шелест листвы, звук падающего дерева, запах сохнущих дров и то, как они уютно потрескивают в печи или камине. В предисловии автор пишет, что «благодаря тому, что отношения человека с огнем очень древние, дрова всегда затрагивают в нас самые тонкие струны души», — и все это про эту книгу.
Она учит искать эстетику в самых обычных вещах, а также помогает жителю города представить, что ты живешь далеко за его пределами с совершенно другими заботами.
Для меня эта книга — про простые радости жизни, пример того, как смотреть на самые обычные вещи под другим углом, а также о том, что упорный труд всегда вознаграждается.
Анастасия Прудникова (редактор отдела спецпроектов OL) и «Сто лет недосказанности: квантовая механика для всех в 25 эссе» Алексея Семихатова
— Меня удручает, прежде всего в самой себе, что я почти ничего не знаю о мире, в котором живу, так, как знают о нем (и видят его) современные ученые.
Люди (истинно святые) вроде физика Алексея Семихатова даны нам для того, чтобы объяснить не шибко подкованному в точных науках обывателю, что в этих науках сейчас происходит и как они описывают окружающий мир.
В своей новой книге «Сто лет недосказанности: квантовая механика в 25 эссе» доктор физико-математических наук, гениальный рассказчик и популяризатор науки Алексей Семихатов пытается объяснить простым смертным вроде меня современное состояние квантовой механики. Что такое квантовый мир, как развиваются квантовые системы во времени, какое отношение к этому всему имеют вероятности и каким образом из квантовой физики мы вдруг оказываемся в поле интуиции и философских рассуждений о возможных вариантах устройства мира (и миров — о параллельных вселенных там тоже будет).
Эта книга написана предельно понятным языком, и я очень советую и ее, и предыдущую книгу Семихатова «Все, что движется. Прогулки по беспокойной Вселенной», в которой он теми же простыми словами рассказывает о фундаментальной научной картине мире в ее развитии. Там будет про время, пространство, теорию относительности, возможности путешествий по Вселенной, запутанность, энтропию и все остальное, что мы привыкли видеть разве что в фильмах Кристофера Нолана и не до конца понимаем, что это вообще такое.
Помимо того, что Семихатов отлично пишет, он еще и потрясающе рассказывает. В этой связи у меня есть «туз в рукаве»: если сил читать книжки совсем нет, послушайте хотя бы подкасты с ним. Например, Kuji Podcast: вот здесь он как раз рассказывает о книге «Сто лет недосказанности» математику Андрею Коняеву, попивая красное вино.
— Глюонам живется хорошо, когда они находятся очень тесно друг к другу...
— Как шпроты?
— Нет, шпроты умерли, а глюоны дико живые! Но как только их начинаешь растаскивать, они начинают буйствовать и натягивать между собой что-то вроде энергетической струны. Но это не вещь, а некая сущность, которую мы описывать не умеем...
А вот здесь просто влюбляет в себя и в то, чем так искренне и увлеченно занимается.
Ольга Канашонок (журналист OL) и «Искренне ваш, Шурик» Людмилы Улицкой
— Это семейно-бытовая сага о московской жизни в 1950–1970-х годах. Еще не были популярны шутки о «сыночке-корзиночке» и психологах: «Обвиняешь себя во всем? Брось, иди на психотерапию и будешь во всем обвинять мать!» Шуток не было, но проблемы, судя по сюжету, присутствовали во все времена.
«Большинство детей выросли в однополых семьях: их растили мама и бабушка» — еще один анекдот, который в романе абсолютная реальность. Шурик вырос, окруженный исключительно женщинами. И вырос хороший, образованный, ответственный, а главное, с огромным чувством вины. Нельзя поступать плохо, нельзя расстраивать маму, нельзя отказывать в помощи... Он и не отказывает, служит вечно страдающей маме и соглашается на отношения со всеми женщинами, которым он вдруг оказывается нужен: вдвое старше его, психически нездоровым, манипуляторшам и надломленным жизнью... Следит за их котами, покупает лекарства, помогает с переездами и безотказно вступает с ними в сексуальные отношения, даже если и не испытывает сильного желания. Ну просто добрый 30-летний мальчик, который никого не хочет обидеть...
Личная жизнь Шурика идет на фоне страниц истории: первая волна эмиграции из Советского Союза в Израиль, деньги на карточках и дефицит в магазинах... Все переплетается в единое целое, в некоторых абзацах текста — просто описание эпохи.
Эта книга вызывает странную смесь эмоций: грусть, отвращение, интерес... Одни заметят в романе важные посылы о том, как важно уметь проводить границу между добротой и слабостью, другие найдут описание странного феномена «психологический инцест между матерью и сыном». Ну а кто-то просто впадет в ступор от описания откровенных сцен и читать перестанет.
Для кого-то из читателей Шурик предельно искренний, для кого-то — бедный, для кого-то — бесхребетный и неприятный. Каким он станет для вас?
Инна Бризинская (специалист по спецпроектам OL) и «Просто вместе» и «Утешительная партия игры в петанк» Анны Гавальды
— Хотела вспомнить что-то из прочитанного недавно, но под влиянием самого темного месяца года решила поделиться своими книгами-«подорожниками», которые могу читать с любого места и в любом состоянии (но в состоянии безнадеги — чаще всего). Расскажу об одном авторе и двух ее книгах, к которым часто возвращаюсь, а они от этой зачитанности ничуть не теряют своего удивительного воздействия. Психологи с коучами назвали бы эти книги «ресурсными». Я бы сказала: они дарят надежду. Даже так: утешают. Одна из них в оригинале так и называется: La Consolante — «утешительная» с французского.
Да, я о французской писательнице Анне Гавальде и двух ее давних романах — «Просто вместе» и «Утешительная партия игры в петанк». Разный сюжет, чем-то схожие герои — и архитектор Шарль Баланда из «Утешительной партии...», и художница Камилла Фок из «Просто вместе» каждое утро встают на невидимый бой с миром, продираясь через сожаления и потери в поисках настоящего себя. И вот ты уже живешь их надеждами, дышишь с ними в унисон, говоришь, как они.
«Сегодня тебе хочется одного — сдохнуть, а завтра просыпаешься и понимаешь, что нужно было всего лишь спуститься на несколько ступенек, нащупать на стене выключатель и увидеть жизнь в совсем ином свете...»
«— Возможно, я покажусь вам бестактным, но скажите, чем вы занимаетесь в этой жизни? — Спасаюсь от всемирного потопа».
«Нет такой печали, которую не могла бы утолить книга, говорил Монтень, а Монтень никогда не ошибался...»
А еще в этих романах захватывающий визуальный, звуковой и даже вкусовой (чего стоит описание куриного бульона, приготовленного поваром Франком из «Просто вместе»!) фон — описание ли это архитектурных стилей, деревенского садика или пейзажей китайского художника Чжу Да. Плюс бездна музыкальных отсылок — и тогда в твоем Spotify надолго поселяется Famous blue raincoat Леонарда Коэна или Nisi Dominus Вивальди...
Для меня это книги с тысячей слоев и пронзительным финалом, который обнимает, утешает и дарит надежду на то, что и ты, как герои Гавальды, однажды справишься с этой жизнью. Ровно то, что нужно в самый темный месяц года.
Фото: litres.ru, officetonmarket.by