С 1 октября было остановлено финансирование федеральных служб в США из-за того, что в Конгрессе партии не могли договориться о параметрах бюджета. Сотни тысяч госслужащих были отправлены в неоплачиваемый отпуск. Шатдаун длился исторически долго — 43 дня. Предыдущий «рекорд» составлял 35 дней, шесть лет назад.
Столь длительный период, пока не работали правительственные структуры, — серьезный негатив для экономики. По оценке Oxford Economics, шатдаун уменьшает ее рост на 0,1–0,2% в неделю. Теряется управляемость хозяйством, приостанавливаются многие необходимые госпроекты. Для финансовых рынков плохо, что не появляются статданные, неизвестно, что происходит в экономике. Это подрывает ориентиры для принятия решений в бизнесе, инвестициях. Поэтому объявление о том, что шатдаун прекращается с 13 ноября при достижении временного, до конца января 2026 года, компромисса в Конгрессе, должно было бы вызвать позитив.
Но парадокс в том, что такая новость привела к заметному падению финансовых активов. Индекс акций широкого рынка США — S&P 500 — с 13 ноября снизился с 6870 до 6700 п. — сразу на 2,5%.
Это был худший день за месяц. Индекс доллара USDX — его отношение к шести основным валютам — снизился с 99,6 до 98,8 п.
Продолжилось резкое ослабление биткоина, о котором Office Life писал ранее.
Причины такой реакции следующие:
-
при завершении шатдауна было объявлено, что «пропущенные» из-за него важнейшие статистические данные об инфляции и занятости в октябре так и не будут никогда опубликованы. Поэтому остается высокая неопределенность в оценке состояния и динамике экономики. А поскольку шатдаун мог нанести ей заметный удар, повышаются риски негатива для хозяйства и американских активов;
-
из-за отсутствия статистики Центробанк США — ФРС — может приостановить намеченное на декабрь снижение процентной ставки. Рынок теперь ожидает ее сохранение на высоком уровне, с большей вероятностью — 55%, тогда как неделю назад она была лишь 38%. Повышенная ставка — негатив для акций и криптовалют;
-
в свою очередь начало снижения индекса S&P 500 в ноябре после полугодового резкого роста может стать триггером разрыва «пузыря» на фондовом рынке — избыточного подъема котировок на буме искусственного интеллекта и ожидания снижения ставок ФРС. Мир помнит обрушение акций в 2001 году при «кризисе доткомов», компаний высоких технологий того времени. Это дополняет напряженное давление на акции, доллар, криптовалюту.
Что будет дальше?
В результате сохранение факторов неопределенности и рисков может вылиться в повышенную волатильность, изменчивость рынков в ближайшей перспективе. Это в целом негатив для глобальной экономики, поскольку в ней многое зависит от движений фондовых индексов, процентных ставок по доллару и курса данной валюты.
Что все это значит для Беларуси?
Для Беларуси локальное воздействие данных событий может быть опосредованным. Подтверждение более длительного сохранения ставок ФРС способно приостановить ослабление доллара из-за текущих рисков. Показательно, что снижение индекса USDX оказалось в последние дни лишь 1% — существенно меньше, чем у индекса акций S&P 500 (2,5%).
Это может способствовать повышению курса доллара к таким рисковым активам, как российский и белорусский рубль.
Кроме того, риски торможения глобальной экономики и высоких кредитных ставок оказывают давление на цены нефти. Котировки Brent держатся ниже $65 за баррель. Это может содействовать подъему доллара к российскому рублю в ближайшее время с текущих 80,7 рубля за доллар выше 82–82,5 рубля.
Общие риски и динамика российской валюты способны укрепить доллар и к белорусской валюте. Во второй декаде ноября он несколько снижался, с 2,98 до 2,96 рубля, во многом в соответствии с ослаблением доллара на мировом рынке.
Однако в последние дни, когда и в мире его снижение приостановилось, к белорусскому рублю доллар стал подниматься до 2,97 рубля по курсу Нацбанка. Данная тенденция может продолжиться и увести курс в ближайшей перспективе к максимумам октября — ноября: 2,98–2,996 рубля за доллар.
Мнение автора не является инвестиционной рекомендацией.
Фото: Envato Elements
