«Весь день в офисе и отпуск только два раза в год? Как это?!» С чем зумеры не хотят мириться на работе
Анне Груше 21 год, сейчас она студентка пятого курса Института бизнеса БГУ. В школе девушка была золотой медалисткой, а в 11-м классе даже была спикером международной конференции TEDx.
— Я уже тогда знала, что участвовать в ней — очень престижно. Чтобы стать спикером, нужно было предложить свою идею выступления и рассказать о ней в видеовизитке. В то время у меня был большой интерес к экологии, поэтому выступать решила на тему «Экалогія як гульня».
В результате меня и еще девять ребят со всей Беларуси выбрали в качестве спикеров. У нас были менторы, с которыми мы целый год готовились: они помогали редактировать текст, учили ярко и четко презентовать информацию. Было очень интересно. И участие в TEDx до сих пор важная строчка в моем резюме.
Почему-то многие думают, что зумер обязательно должен поступить в университет, потом его бросить и заняться чем-то кардинально другим. Нет, у меня другая история, — говорит Анна.
— В школе меня интересовали разные профессии, даже следователь. Насмотрелась, знаете, всяких сериалов. Но потом прочитала на каком-то форуме, что у этих людей просто нет личной жизни, и подумала: «Ну, нет, такое мне не нужно».
Стала думать в сторону журналистики, пиар-коммуникаций, маркетинга. Институт бизнеса БГУ привлек тем, что здесь есть возможность учиться полностью на английском. Ни разу не пожалела, что поступила именно сюда, на специальность «маркетинг». Да, у меня некоторые знакомые переводились на другие факультеты или даже университет бросали, но мне вот действительно нравится!
«Начнете работать — не остановитесь!»
На первом курсе в чате университета Аня увидела сообщение, что одна компания ищет на стажировку маркетолога и там готовы брать первокурсников. И сразу откликнулась:
— Думала, меня всему научат. Ведь понятно, что я абсолютно без опыта и ничего не умею, по большому счету. Но меня и других стажеров просто закидывали работой. Объяснений было минимум. Приходилось самим разбираться. Получилось такое обучение боем. Но впечатления все равно только хорошие остались, плохое стараюсь не запоминать.
После этой стажировки все как-то закрутилось, и по сарафанному радио стали приходить предложения о работе. Я бралась почти за все, даже не думала отказываться.
Осознание, что вот ты сама зарабатываешь, многое меняет. В этот момент появляется свобода, но и заканчивается «детство».
Поэтому я говорю своим младшим родственникам и знакомым: «Если есть возможность просто учиться первые курсы — учитесь, не надо работать. Как только начнете — остановиться будет очень тяжело».
«Работу не ищу, предложения сами приходят»
Учась на первых курсах, девушка жила с родителями, которые и оплачивали ей обучение.
— Но хотелось большего, чтобы деньги были свои, путешествия самой планировать. Поэтому решила после второго курса переводиться на заочное отделение. Учеба там намного дешевле стоит, пары из-за работы не придется прогуливать. Родители изначально были против. Мол, «заочная учеба — это не учеба!» и «онлайн работа — это не работа!». Но со временем приняли мой выбор, хотя, кажется, так до конца и не понимают, чем я занимаюсь.
Я оформилась как самозанятая. Пошла в digital-маркетинг, как SMM-специалист вела несколько проектов. Параллельно было два-четыре клиента, c кем-то работали год, с кем-то — месяц. Кстати, был опыт работы и с англоязычными клиентами и был проект, где белорусский бренд выходил на международный рынок и переводил всю свою коммуникацию в социальных сетях на английский язык. Так что мое знание языка, конечно, пригодилось.
И сейчас вот понимаю, что с курса второго я работу никогда не искала, предложения по ведению аккаунтов в соцсетях и разработке их концепций приходили сами!
А год назад я осознала, что немного подустала от необходимости постоянно креативить. Оставила себе несколько SMM-проектов и сконцентрировалась на работе project-менеджера, там поменьше творчества, больше структурности, обязанности более конкретные. Как и все мои предыдущие работы, эта тоже «нашла» меня сама.
Задача, которая со мной сейчас ежедневно, — это коммуникация между командой и клиентами. За день, кажется, пишу сотни сообщений и отвечаю на десятки вопросов. Как SMM-специалист я делаю для клиентов монтаж видео, создаю посты, сторис, публикую этот контент в социальных сетях, занимаюсь его анализом.
Уже полгода я полностью обеспечиваю сама себя. И живу отдельно от родителей.
«Разве перерабатывать — это хорошо?»
— Думаю, разговоры о том, как сложно с зумерами и какие они странные, появились из-за того, что на руководящих должностях сейчас в основном миллениалы и иксы, которые еще не привыкли к поколению, которое пришло за ними. Точно так зумеры через 15–20 лет будут напрягаться и стараться найти точки понимания, когда столкнутся на работе с поколением альфа, — рассуждает Анна. — А если посмотреть детально, то в чем проблема? Миллениалы жалуются: «Вот зумер может в 18 встать и уйти, не хочет задерживаться!» А разве перерабатывать — это нормально? Это же неизбежно приведет к выгоранию и демотивации. Конечно, бывают моменты, когда нужно задержаться, но возводить это в норму неправильно.
Или вот еще слышала, как зумеров критикуют: «Они сразу запрашивают большие зарплаты! А мы вот бесплатно готовы были работать чуть ли не годами». Конечно, если запросы не отвечают компетенциям — это один момент. Но вот если посыл в духе «молодой, и так поработаешь» — то с этим, конечно, мириться нельзя.
«Иногда читаю за два дня 300–400 страниц»
Уже четвертый год Аня организовывает и проводит в Минске книжный клуб.
— Говорят, зумеры — это люди с клиповым мышлением, а мне вот очень нравится читать. Нравится, но лень! А когда ты создатель книжного клуба, то хочешь не хочешь, а книгу прочитаешь. Поэтому было и такое, что страниц 300–400 за два дня читала.
Встречаемся мы раз в месяц. Заранее выбираем книгу, я собираю информацию об авторе, эпохе, в которую она писалась, придумываю вопросы для обсуждения.
В чате клуба человек 50, но на встречи обычно 10–12 приходит. Возраст — лет 19–20 в основном. Пару раз приходили и 40–50-летние, они, конечно, на многое совсем по-другому смотрят, нам бы и в голову это не пришло.
Иногда в конце встречи слышу: «Ой, мне сначала вообще книга не понравилась, а как обсудили — совсем по-другому на нее посмотрел». В целом очень интересно, кто что замечает в сюжете и как все трактует.
Из недавно прочитанных и впечатливших — книга «Невидимые женщины» Кэролайн Криадо. Читаешь и понимаешь, что жизнь во многих сферах почему-то устроена так, будто женщин в этом мире нет. Например, ремни безопасности в автомобилях только недавно начали тестировать на манекене женского тела. Раньше считали, что женщина — это просто уменьшенная копия мужчины. Грудь, тазовые кости — это просто не брали во внимание. И поэтому женщины в авариях погибали в результате чаще, эти ремни им просто не подходили!
Альфа Бизнес поддерживает предпринимателей всех возрастов в их начинаниях, и мы стремимся к тому, чтобы старт дела в Беларуси был понятным, простым и безопасным.
Именно этому подчинена философия «Платформы 360°», которая объединила все для запуска бизнеса: от готовых идей для бизнеса и бесплатной подготовки документов для регистрации, пакета банковских услуг для стартапов и первого в Беларуси онлайн-кредита для только зарегистрированных бизнесов до специальных предложений для клиентов от партнеров банка.
Альфа Бизнес — вместе делаем больше!
«Что делать в офисе восемь часов?»
— Когда слышу предложения, где говорят, что каждый день нужно приезжать в офис, быть там с 9 до 18, плюс час дорога, очень тяжело себе это даже представляю. Что делать в офисе восемь часов? Я понимаю преимущество офиса: быстрая коммуникация, можно зарядиться от команды. Но для этого достаточно раз в неделю приезжать. Отпуск опять же два раза в год... Ну как это?
Мне приятно чувствовать свободу передвижений. Я — самозанятая, захотела дома, захотела в кофейне или в другой стране работаю. Главное, что работа сделана.
Мысли зумера Ани о...
...возрасте
Вот через пять лет мне будет 26. Не знаю, что со мной будет. Насчет работы — главное, чтобы она была! Думаю, буду примерно в этой же сфере. Может, более серьезно займусь организацией мероприятий. Мне это нравится и хорошо получается. Но нужно еще как-то и прибыль научиться от этого получать.
Страха, что когда-нибудь мне будет 45 или 50, у меня нет. Как шутят мои ровесники:
«Вы же понимаете, какими бабушками и дедушками мы будем: никакой дачи, никаких закаток, по утрам йога и матча, по вечерам бокал вина и танцы...»
...планах
Большие планы у меня на путешествия и личное развитие. Хочется приносить пользу обществу своими проектами — это для меня очень важно — и пробовать новое, пока еще ответственности в жизни не так много.
Уезжать из Беларуси пока никуда не планирую. Мне нравится путешествовать и возвращаться домой. Сейчас с удовольствием бы еще раз съездила к океану во Франции, а из нового, неизведанного, думаю, Исландия мне понравится. Там и вулканы, и океан, и горы, и водопады!
...семье
Если честно, то для меня лично и для большинства моего близкого окружения тема отношений вообще как-то не в приоритете. Есть чем заняться в жизни, столько всего интересного! Отношения сами сложатся, когда нужно будет. У меня так и случилось.
Знаю, что раньше у девушек один из главных страхов был: «Господи, а если я замуж не выйду?!» Сейчас, мне кажется, такого массово нет. Иногда рассуждаем с друзьями о замужестве, детях, могу сказать, что раньше лет 27 многие и не собираются об этом думать.
...самом большом страхе
Не быть счастливой. Я недавно задумалась, что нас как-то с детства учат гордиться собой, только если ты хорошую оценку получил, в престижный вуз поступил, хорошую работу нашел, чего-то добился. А почему же нас никто не учит гордиться просто тем, что мы счастливы? Это же самое важное. Страшно прожить и понять, что ты все время делал то, что не хотел.
...помощи родителей
Говорят, мы поколение, которое выросло со всеми закрытыми базовыми потребностями, поэтому ничего добиваться не хотим.
Но я вот обратную картину наблюдаю, вокруг меня много людей, которые еще со школы начали работать, и официантами шли, и в доставку. Да, по сравнению с 1990-ми годами мы выросли в тепле, одетые и накормленные. Но так ведь и должно быть. Спасибо родителям, в том числе и моим, которые все, что могли, нам дали.
Я не считаю, что нормальные бытовые условия, созданные родителями, и какая-то адекватная финансовая помощь от них сделают молодого человека безынициативным и наглым. Если так произошло, значит, изначально в воспитании и укладе семьи что-то было не так.
«Зумеры талантливы в многозадачности и доверяют GPT-чату больше, чем руководителю»
— Возрастная задача зумеров — искать себя в профессии, экспериментировать и пробовать новое. И это поколение прирожденных стартаперов, которые не боятся еще студентами поучаствовать в предпринимательском конкурсе, где требуется рассчитать окупаемость инвестиций и защитить проект перед бизнес-ангелами. Однажды на программу стажеров для крупной компании я взяла... CEO: 22 года, выпускник университета, свой стартап и даже люди в команде, широкий кругозор и любопытство к системе. Есть восхищение напором и смелостью этого поколения. Они идут в сферы, где не нужно высшее образование, в самозанятость, и не страшатся быть вне найма, — отмечает бизнес-психолог и руководитель с 20-летним стажем Алла Петухович. — Компании, если умело будут мотивировать зумеров по личному результату, получат от них много пользы.
Вот топ-5 талантов зумеров, которые проявляются и при работе в найме, и при ведении своего дела:
-
это поколение, заинтересованное в автоматизации процессов. Они не видят смысла в рутине, которую очень скоро заменит AI. Да, у зумеров еще нет системного понимания процессов в силу их опыта и возраста, но у них свежий взгляд и практичность. Они доверяют GPT-чату больше, чем опыту старших коллег, и быстрее других замечают и внедряют тренды.
-
Зумеры — спринтеры, а не марафонцы. Не могут долго концентрироваться на одном вопросе, но талантливы в многозадачности. Могут быстро реализовать краткосрочные проекты («Лучше неидеально, но быстро, чем идеально и никогда»).
-
Они чаще обращаются к психологам, не любят переработки и за гибридный формат работы. Есть шанс, что они будут выгорать меньше и реже остальных поколений.
-
Они легче принимают реструктуризацию и изменения и чаще соглашаются на работу, если в этом есть для них развитие.
-
Они терпимы к разным поколениям. Нам еще долго работать вместе — зумерам, миллениалам, иксам и игрекам. Там, где «старшие» могут «душнить», зумер махнет рукой и займется тем, что ему понятно и интересно.
Фото: Павел Садовский / Office Life
Партнерский материал