В Беларуси запретили заключать договоры лизинга в валюте с физлицами. Что будет с ценами

Что изменил новый закон
До сих пор в Беларуси разрешалось заключать договоры лизинга с физическими лицами не только в рублях, но и с привязкой к какой-либо валюте. При этом лизинговые платежи граждане вносили в рублях по курсу Нацбанка. У многих лизинговых компаний прямо на сайте клиент мог воспользоваться специальным калькулятором и решить, что ему интереснее: договор в рублях, долларах, евро или, например, в юанях.
Теперь закон внес в Гражданский кодекс такую формулировку: «В договоре аренды (кроме договора финансовой аренды (лизинга), заключенного лизингодателем с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем) размер арендной платы и (или) иных обязательств должен быть выражен только в белорусских рублях».
Это значит, что с момента публикации документа заключать новые договоры лизинга с физлицами с привязкой к иностранной валюте запрещено. При этом уже заключенные договоры будут действовать до момента их исполнения.
Почему валютные договоры были популярными
Прежде всего из-за цены вопроса. Расчет, который мы попросили сделать в одной из компаний на приобретение в лизинг автомобиля стоимостью около $26,5 тыс., показал, что при привязке к доллару за три года он обойдется примерно на 16% дороже официальной стоимости. А в рублях за тот же срок — почти на 22%.

— При стабильном курсе рубля лизинг с привязкой к валюте в зависимости от разных факторов дешевле на 5–10%. Средние ставки по рублевым договорам на рынке — от 15%, а по валютным — от 6,5–7%, — говорит Сергей Михневич, генеральный директор ООО «Активлизинг».
В лизинговых компаниях говорят, что среди граждан, которые заключали «псевдовалютные» договоры лизинга, было очень много тех, кто получает стабильный доход также с привязкой к валюте.
Например, работают в иностранных компаниях, как айтишники или дальнобойщики, или вообще являются гражданами иностранных государств, имеющими ВНЖ в Беларуси. Им было проще и выгоднее рассчитывать свои расходы по лизинговым платежам в валюте.
Как нововведение повлияет на потребительский лизинг

Наверняка со временем рынок переживет запрет на валютный потребительский лизинг, как это ранее случилось с валютными кредитами для граждан, говорят специалисты. Но на первом этапе спад продаж у лизингодателей в этом сегменте точно будет. Особенно это касается продаж автомобилей.
— Последние несколько лет лизинг был одним из основных инструментов продаж для автодилеров. У некоторых компаний с его использованием продавалось до половины автомобилей. Не все покупатели будут готовы переплачивать 5–10% за такой дорогой товар. Поэтому я думаю, что по крайней мере в этом сегменте мы на каком-то этапе потеряем до половины клиентов — физических лиц, — считает Сергей Михневич.
Есть и еще одна проблема: с запретом привязки договоров для «физиков» к валюте лизинговые компании потеряют возможность конкурировать с банками. Потому что для них рублевые ресурсы обходятся гораздо дороже. Если, например, банки привлекают депозиты в среднем под 15%, а часто вообще под 10–12%, то для лизинговых компаний, привлекающих ресурсы на Finstore, рубли обходятся в 20–23%.
Лизингодателям придется конкурировать с банками за клиентов-физлиц

— Понятно, что регулятор хочет защитить граждан от недобросовестных лизингодателей, но вместо того, чтобы бороться с ними, нас всех фактически ставят в равные условия с банками. В результате нам придется конкурировать с ними за одних и тех же клиентов. Притом что у них себестоимость ресурсов гораздо ниже. Поэтому я думаю, что потребительский лизинг в ближайшие месяцы существенно просядет, — говорит Антон Андренко, директор ЗАО «АВАНГАРД ЛИЗИНГ».
Многие участники рынка опасаются, что с запретом «псевдовалютного лизинга» рынок может получить обратный эффект. Любые ограничения увеличивают количество попыток их обойти, говорят в лизинговых компаниях. Поэтому может оказаться, что недобросовестные лизингодатели еще сильнее уйдут в «тень».
Наконец, нельзя забывать, что на потребительском лизинге скоро скажется еще одно ограничение, которое вступает в силу с 1 марта. С этого времени лизинговые компании должны будут точно так же, как ранее банки, проверять и оценивать кредитную нагрузку клиентов-физлиц. И отказывать им, если их кредитная нагрузка превышает 40%. Это предусмотрено постановлением правления Нацбанка от 22 июля 2024 года № 221. И если раньше заемщик, которому банк отказал в кредите, мог взять условную машину или квартиру в лизинг, то скоро этой возможности у него не будет. А значит, клиентов-«физиков» на лизинговом рынке станет еще меньше.
Фото: Freepik