Как отучить начальника звонить по вечерам? Строим границы «дом — работа»
— Есть простое решение по поводу работы в нерабочее время, когда все организовывается легко и с выгодой для всех, — это почасовая оплата, — уверена психолог, HR и бизнес-тренер Татьяна Мацкевич. — Если человек задерживается после окончания рабочего дня по просьбе руководства, это время оплачивается, в некоторых компаниях даже по двойному тарифу. Таким образом, закрывается вопрос человека, зачем он это делает вечером или во время своего обеда. Такая практика распространена в IT, во многих развитых цивилизованных компаниях, понимающих, что время человека стоит денег.
Есть другой вариант. Например, проектная компания, и люди там обычно работают с 9 до 18, но когда проект сдается, то все заняты и в неурочное время. И им за это не платят. Но, когда проект успешно завершен, люди получают премию — и это приличный бонус. Да, они работают по вечерам, но знают, за что они это делают.
В работе бухгалтера есть «лайтовый» период, а есть с 16-го по 20-е число, когда идут налоговые отчеты и т. д. Люди работают, не обращая внимания на формальное окончание рабочего дня. Но потом они могут, скажем, брать пятницы в качестве выходного дня. И это оговорено заранее.
То есть у работника должно быть четкое понимание выгоды работать в нерабочее время.
«Сижу до ночи в офисе, а потом еще и виноват?»
Но есть и другой момент, на который обращают внимание многие работодатели.
— Принято считать, что если люди систематически уходят с работы позже, чем 15 минут после завершения рабочего времени, то тут два варианта: либо на сотруднике слишком много задач, либо сотрудник не умеет планировать рабочее время, — отмечает бизнес-эксперт. — Рабочее время такого сотрудника начинает мониториться, анализироваться, и не всегда результат мониторинга будет в его пользу. То есть человеку кажется: «Я такой молодец, стараюсь, сижу до ночи», а ему могут сказать: «Ты не справляешься с задачами, проседаешь по личному тайм-менеджменту, надо исправляться».
Когда 30 секунд портят весь вечер
Нередко в вечернем звонке от руководителя нет указания «все бросай, садись и делай». Это может быть просто уточняющий вопрос по работе, буквально пару слов.
Кажется, ну просто сегодня вечером спросили, где документ лежит, а завтра после работы уточнили, что заказчик ответил на предложение, и т. п. Вроде дел-то на 30 секунд, просто ответь на звонок или на сообщение в чате. В чем же проблема?
— На самом деле это вопрос совсем не 30 секунд, — отмечает Татьяна Мацкевич. — Человек видит, что идет рабочий звонок, мозг резко переключается с домашних задач, личных размышлений, а потом, когда он заканчивает разговор, мысли все равно продолжают крутиться вокруг рабочих моментов. То есть период, на который человек вовлекается в работу в свое нерабочее время, на самом деле становится гораздо дольше. И, если так происходит постоянно, отдыха и личного пространства просто нет.
Что следует помнить руководителям:
даже если сообщение начинается с фразы «можно не отвечать сейчас, завтра обсудим...», это все равно выдергивание сотрудников из их свободного времени. Если «завтра обсудим», то зачем сегодня это писать? Лучше сразу обозначать: «Мне пришла идея, я ее просто бросаю в чат, чтобы она не потерялась». А уже завтра, на работе, попросить всех с ней ознакомиться. Иначе публикация любых рабочих моментов по вечерам — это все равно своеобразная манипуляция в духе: «Вы, конечно, не читайте, но я запомню всех, кто не проявил рвения»;
если бросаете ссылку-задание после окончания рабочего времени, не ждите, что завтра с утра сотрудники будут готовы это обсуждать. Они имеют полное право открыть ее только в рабочее время. А если ждете, что с утра уже все будут искрить идеями, которые выносили за ночь, — то к адекватным бизнес-процессам это не имеет никакого отношения;
пришла какая-то идея — бросайте себе в заметки, а завтра утром публикуйте в рабочем чате. Есть функция отложенных сообщений — все можно запланировать, чтобы опубликовалось завтра с началом рабочего дня.
Сорокалетние руководители — самые обидчивые
У многих работников есть страх «начну отстаивать границы — в ответ получу такое же формальное отношение». Мол, да, руководитель звонит по вечерам, но зато можно отпроситься на детские утренники, забрать заболевшего ребенка из школы или самому попасть к врачу в рабочее время. А так придется все оформлять через отгулы.
И мало кто из руководителей прямо на собеседовании говорит: мы будем звонить по вечерам и выходным и постоянно дергать вас. Но с началом работы становится понятно, что все именно так и устроено. Имеет ли смысл отстаивать свои границы, если весь коллектив живет, привыкнув к их постоянному нарушению? Эксперт уверена, что смысл есть.
- Сразу на собеседовании при устройстве на работу желательно обозначить свою позицию в духе: «Максимально продуктивно веду себя в рабочее время, но по вечерам на постоянной основе отвлекаться на рабочие моменты у меня нет возможности».
- Не копите злость и раздражение. Если звонки и внеурочная работа вам мешают — выскажите это руководству. Но не в момент конфликта, а потом, в спокойной ситуации.
- В рабочее время выполняйте задачи строго в срок и ответственно подходите к поручениям руководителя. Если вы постоянно нарушаете договоренности во время работы, то сложно будет требовать соблюдения вашего рабочего графика.
- Предупреждайте, что по вечерам у вас стоит режим «не беспокоить» и сообщений вы просто не видите.
Татьяна Мацкевич отмечает, что к ситуации, когда сотрудники отстаивают границы «работа — жизнь», трепетно и с определенной долей обиды обычно относится поколение от 40 лет и старше. Для руководителей такого возраста сотрудник, который обозначает открыто: «Хотел бы обговорить, что рабочие ссылки я после 18:00 не открываю», — сразу начинает казаться безразличным, формально выполняющим свою работу. Таким руководителям часто хочется получать подтверждение любви и преданности — в коллективе начинают выстраиваться своеобразные созависимые отношения.
Поколение же зумеров к этому относится по-другому: «Я добросовестно выкладываюсь во время рабочего дня, после его окончания — я свободен». Многие молодые люди на время отпуска удаляют рабочие чаты с телефона, чтобы даже шансов не было до них достучаться. Потому что жить надо в моменте, сейчас момент отпуска. Для 45-летних, многие из которых и в отпуске засыпают «в обнимку» с рабочим чатом, такое немыслимо.
Кто на самом деле ждет звонков после работы?
— Если коснуться психологической составляющей, есть много людей, для которых работа с точки зрения круга баланса — это 7/8. Когда говоришь, что в идеале работа — это 1/8, люди просто в изумлении, — отмечает Татьяна Мацкевич. — Понятно, с точки зрения времени она занимает весь световой день, и кажется, что это много. Но даже если совместить сегменты «работа», «карьерный рост» и «зарабатывание денег», то все равно это 3/8 времени, а еще минимум 5/8 должно быть чего-то, из чего состоит день. И если человек работает вне рабочего дня, то куда ему пристроить эти 5/8?
Но есть люди, для которых работа — это вся жизнь, они могут возмущаться: «Как это все надоело, когда от меня все отстанут», но на самом деле они с удовольствием и постоянно на связи, быстро отвечают, бесконечно скролят рабочую ленту даже дома. Когда их дергают — они находят в этом подтверждение своей нужности. Так реализуется мотив признания. И такой психотип готов работать внеурочно, он не всегда признается, но на самом деле ждет, когда же о нем вспомнят в выходные или в отпуске, когда подтвердят, что без него никак не справятся.
В целом отношение к внеурочной работе у сотрудников зависит от атмосферы в команде. Если удовлетворены потребности людей с точки зрения доброжелательного коллектива, комфортного рабочего места, уважительного отношения со стороны руководителей, то сотрудники более лояльны к тому, чтобы остаться и поработать вечером, и включаются в производственные задачи по первому звонку.
А если гайки закручены по всем параметрам, происходит обесценивание людей в течение рабочего дня, тогда появляется очень резкая реакция на любые просьбы задержаться или сделать что-то свыше. Включается принцип: «Работаю только установленное время — и все!»
Фото: Envato Elements