Почему выращивать картошку убыточно? Поговорили с фермером о том, зачем отпускать цены на главный продукт белорусов
«Сглаживать цены нужно, только когда они на пике»
По словам Дмитрия Малиновского, госрегулирование цен существенным образом влияет на производство картофеля. По его мнению, для производителей оно снижает рентабельность и сдерживает возможности для дальнейшего развития отрасли.
— Мы считаем, что на цены картофеля должен влиять рынок, а не государство. Если будет адекватная для рынка цена, все начнут производить больше, и, как результат, цена снизится. В условиях свободного рынка обычно устанавливается справедливая цена, которая устраивает и покупателя, и производителя, а вот госрегулирование цен должно быть только на краткосрочный период. Есть пик, который надо сглаживать, тогда и надо вмешиваться. Если сглаживание растягивается на годы, приходит момент, когда производитель уходит в отрицательную рентабельность и будет вынужден снижать объемы производства, а в таком случае на рынок хлынет продукция из ближнего и дальнего зарубежья по значительно более высокой цене.
Справка Office Life
Крестьянское (фермерское) хозяйство «Диана» было организовано в октябре 1991 года Владимиром Исаковичем и Светланой Стефановной Малиновскими. Расположено в Шкловском районе Могилевской области. С 1996-го КФХ «Диана» включено в Государственный реестр производителей, заготовителей семян зерновых, зернобобовых, масличных культур и картофеля. На сегодня КФХ «Диана» — известный в стране бренд. Оно не только одно из самых крупных частных сельскохозяйственных предприятий Беларуси, но и одно из самых успешных.
По словам первого замглавы хозяйства, многим фермерам уже сегодня приходится экономить на семенах, удобрениях, а это плохо сказывается на урожайности, а также на плодородии почвы.
Существующая система стабилизационных фондов не решает проблему. В теории в стабфонды должен закладываться нынешний урожай, чтобы поддерживать торговлю в межсезонье и завозить меньше импорта.
— В реальности стабфонды не защищают ни нас, ни потребителей. Для производителей, участвующих в стабфондах, создаются дополнительные сложности с многочисленными проверками и отчетностью, а по факту торговля не несет никакой ответственности за выборку продукции из них. В нашем хозяйстве картофель есть в наличии всегда до мая, и даже июня. Есть хранилище на 80 тыс. тонн, под полный урожай и еще с запасом.
Какие сорта картошки любит наша торговля?
В «Диане» выращивают картофель со дня основания хозяйства, то есть уже больше 30 лет.
— Это наша традиционная культура, второй хлеб. Мы отводим под картофель ежегодно более 1 тыс. га из чуть менее 4 тыс. общей площади хозяйства. Основной сорт — «Гала». Этот сорт специальный для поставок во все белорусские торговые сети. Еще используем сорт «Сарая». Элитные семена закупаем в Германии. Ранее был белорусский сорт «Бриз», но он не подошел для сетей из-за того, что не имел необходимого товарного вида.
В прошлом году валовой сбор составил 58 тыс. тонн, в этом году ожидается около 60 тыс. тонн. Обычно урожайность составляет 500–600 центнеров с гектара.
— Она зависит от технологии и погодных условий. Технологии — это качество семян, вносимые удобрения, средства защиты растений, своевременное выполнение работ. Производство картофеля сильно зависит от осадков. В этом году лето было сложное. Было неравномерное поступление влаги. Повлияли и весенние холода.
Выгодно ли продавать картошку на экспорт?
Как заметил Дмитрий Малиновский, хозяйство экспортно ориентированное и получает значительную долю выручки в валюте.
— Мы работаем с ближним и дальним зарубежьем. Главный экспортный рынок — традиционно это Российская Федерация. Но мы работаем также и на рынках от Средней Азии до Восточной Европы. Однако в последние годы рентабельность экспортных продаж снизилась из-за внешней политической обстановки. Мы вынуждены работать на внешних рынках, поскольку не можем реализовать весь объем на внутреннем рынке, местный рынок не сможет столько потребить.
Здесь стоит отметить, что потребление картофеля в Беларуси в последние годы существенно не меняется.
Своими конкурентами Дмитрий Малиновский считает в первую очередь российских фермеров, которые имеют другие условия работы и широкую поддержку от правительства с дотациями на технику, удобрения, семена, оборудование до 70% стоимости.
— В Беларуси мы с другими фермерскими хозяйствами находимся примерно в одинаковых условиях. Что касается расширения рынков сбыта, мы присутствуем на всех рынках, на которых возможна реализация свежего картофеля. Это не тот продукт, который можно поставить, например, в Южную Африку. В страны дальнего зарубежья мы поставлять не сможем с точки зрения логистики, это будет другая рентабельность.
Планы на будущее
Развиваться дальше хозяйству сложно. В дополнение ко всем обозначенным проблемам оно ограничено земельными ресурсами.
— Мы подошли к определенному потолку в своем развитии. Нас сдерживает и севооборот, ведь картофель не должен возвращаться на одно и то же поле чаще чем через 3–4 года. Мы видим, что снижается урожайность, идет высокое накопление болезней. Мы имеем определенный спектр ограничений и в этих рамках действуем. Положительный момент в том, что мы не сокращаем объемы и помогаем обеспечивать полную потребность в картофеле населения Беларуси.
Фото: Envato Elements, fermer1.by, Bayer Crop Science Беларусь