Приорбанк переходит к компании из ОАЭ. Остались ли в Беларуси банки с европейским капиталом?
Сейчас в Беларуси работает 21 банк. Львиная доля рынка приходится на две группы кредитных учреждений. Во-первых, это белорусские госбанки — Беларусбанк, Белагропромбанк, Белинвестбанк и Банк «Дабрабыт». Во-вторых, белорусские «дочки» крупных российских банков — Сбер, ВЭБ, ВТБ и Газпромбанк, к ним примыкает Альфа Банк — часть люксембурского консорциума ABH Holdings, подконтрольного российскому бизнесу.
Из них только Банк «Дабрабыт» не входит в перечень системно значимых банков, который на год определяет Нацбанк. В этом списке также присутствуют Приорбанк, Белорусский народный банк и МТБанк.
С БНБ-Банком все просто. Он находится под контролем Банка Грузии.
МТБанк не раскрывает действующих акционеров. Известно, что в 2021 году семья попавшего под санкции ЕС белорусского предпринимателя Алексея Олексина продала банк уроженцу Ливана Ромео Абдо, который уже давно живет и ведет бизнес в Беларуси (его активы — торгово-развлекательный центр Galileo, бизнес-центры Rubin Plaza и Silver Tower).
В 2022 году Нацбанк позволил коммерческим банкам самостоятельно определять объем раскрытия отчетности, публикуемой ими на своих сайтах. Поэтому многие банки не обнародуют всю актуальную информацию об акционерах и членах наблюдательных советов.
Так, например, Технобанк раскрывает только двух акционеров: Игорю Курачу принадлежит доля в размере 15,62%, белорусской компании «Кволитас-Плюс» — 48,66%.
А на сайте БСБ Банка говорится, что «информация о структуре собственности предоставляется по письменному запросу с изложением цели ее использования». Ранее было известно, что белорусско-швейцарский банк основала группа менеджеров из Технобанка во главе с Вячеславом Лойко. Затем конечным бенефициаром БСБ Банка указывали резидента Швейцарии Лоренцо Томмазини.
Европейские корни имеются и у небольшого Цептер Банка. Более 99% акций принадлежат швейцарской компании Home Art & Sales Services, входящей в группу Zepter International резидента Княжества Монако Филипа Цептера. Ранее этого выходца из Сербии знали как Милана Янковича.
В Беларуси есть один банк с российским капиталом, который не связан с крупными государственными и частными кредитными организациями соседней страны. Речь о Paritetbank. Главой набсовета и собственником банка с 2021 года стал малоизвестный российский предприниматель Расим Исмаилов. Он приобрел его у своего соотечественника Саида Гуцериева, который в 2020 году выкупил Паритетбанк у Госкомимущества Беларуси. Это произошло после попадания членов семьи Гуцериева под западные санкции.
У истоков создания Банка «Решение» (ранее — Инфобанк, Трастбанк) стоял белорус Виктор Шевцов. До сих пор в акционерах банка есть две компании, которые были связаны с ним. Однако сейчас единственным владельцем Банка «Решение» указан резидент ОАЭ Султан Мохаммед Ахмад Аль-Зараим Аль-Сувайди.
РРБ-Банк принадлежит белорусам Валентину, Сергею и Дмитрию Цыбулиным. Отец с сыновьями также инвестировали в жилую недвижимость и сельское хозяйство.
В апреле 2022 года почти незаметно прошла информация о новом акционере Статусбанка. На место ретейлера «Евроторг» пришел Александр Раковец, много лет управлявший Банком «Москва — Минск». В настоящее время банк не раскрывает конечного бенефициара.
В этом году казахстанский предприниматель Кенес Ракишев нашел покупателя для БТА Банка в Беларуси. Им оказался его соотечественник Султан Маренов, который с 2005 по 2015 год возглавлял БТА Банк. После сделки банк сменил название на Нео Банк Азия.
В отчетности ТК Банка говорится, что по состоянию на 31 декабря 2023 года владельцем 99,89% акций являлся иранский Tejarat Bank. Оставшиеся 0,11% были у совместного белорусско-британского предприятия «Лада-Гарант», которое, согласно kartoteka.by, уже больше года находится в процессе ликвидации.
Фото: Office Life