Шаурма вместо бургеров и пиццы. Как меняется рынок fast-food в Беларуси
Важные цифры и тренды рынка белорусского общепита
Общее число посадочных мест в общепите на начало года достигло 778 тыс. В последнее время эта цифра увеличивается примерно на 1,9% ежегодно.
Около 30% рынка занимают столовые, которые включают как стандартные объекты, так и новые форматы типа бистро. Однако именно у столовых и закусочных произошло наибольшее падение рыночной доли.
На «небольшие» форматы — мини-кафе, буфеты и кофейни — приходится более 30% рынка. Рестораны быстрого питания с 2019 года активно увеличивают свою долю: она выросла с 0,7 до 2,3%.
Если пять лет назад доминировали «медленные» форматы (кафе с меню и кухней со значительным набором блюд, рестораны с кухнями разных стран мира), то сейчас число форматов и типов объектов значительно выросло.
Справка Office Life
На столичном рынке, который является пионером трендов, доминируют объекты быстрой кухни различных типов. Компании этого сегмента стали ключевыми покупателями/арендаторами коммерческой недвижимости, а улицы с интенсивным трафиком стали высоконасыщенными зонами: в радиусе 100 метров может быть размещено более 50 объектов международных франшиз, стритфуда и прочего.
Рынок переключился на новую модель потребления: «по запросу» (on-demand). Доставка товаров потребителю диктует новые требования, появляются новые компании по доставке готовой еды.
Бизнес-модели в fast-food: локальные франшизы догнали международные
— Анализ действующих бизнес-моделей участников рынка позволяет сделать вывод о том, что на рынке ресторанов быстрого обслуживания сейчас наиболее велика группа заведений, существующих вне франшиз, — единичных объектов и собственных сетей, способных со временем трансформироваться во франчайзинговый бизнес, — говорят в «Юнитер».
Почти во всех областях (кроме Гродненской) бизнес-модель без франшиз получила доминирующее значение, хотя влияние региональных и международных франшиз велико.
По оценке «Юнитер», доминирование в регионах сетевой бизнес-модели уравновешивается проектами международных франшиз или индивидуальными проектами: так, во всех областях, кроме Витебской, доминируют L-сети (в которых более 15 объектов), а в Витебской области — S-сети с численностью от двух до пяти объектов.
К началу 2024 года бизнес-модели, основанные на локальных и региональных франшизах, заняли уже 26% рынка и сравнялись по доли с международными франшизами.
Успехи fast-food
Как мы уже сказали, количество ресторанов быстрого обслуживания растет каждый год. В последние годы на рынке открывалось по 60 таких объектов, и к началу 2024 года их количество достигло почти 1 тыс. с общим числом посадочных мест около 36 тыс.
Приход новых игроков, представляющих международные франшизы, а затем и региональные, спровоцировал кратный рост объектов классического направления fast-food. За восемь лет число таких заведений выросло в девять раз, до 923 в 2023 году.
Значительную долю на рынке отвоевали объекты на фуд-кортах, а также объекты стритфуда с ориентацией на вынос еды за пределы зоны заказа/кухни.
Степень консолидации в отрасли достаточно высокая — 25% от числа всех объектов, при этом безусловным лидером является сеть KFC, на которую приходится почти 9% всех объектов.
Основная кухня в пятерке игроков этой отрасли — бургер, пицца и курица. При этом большее число ресторанов из топ-5 все еще расположены в Минске. Однако уже у двух игроков из пяти основная часть ресторанов работает в регионах.
Какие кухни растут быстрее всего
— Разнообразие кухонь за последние семь лет практически не изменилось, — говорят аналитики «Юнитер». — Наибольшие изменения наблюдались с экстремальным ростом категорий «Шаурма» (+24 п.п.) и «Курица» (+4 п.п.). Снизились доли традиционных для рынка кухонь: «Бургеры» и «Пицца» (-26 п.п.).
«Бургер»
Число объектов с таким типом кухни за 17 лет выросло в 17 раз, до 102 объектов. Главной вехой активного роста стал чемпионат мира по хоккею в 2014 году, который привлек внимание конкурентов McDonald’s в страну и изменил потребительское поведение.
«Пицца»
За это же время число пиццерий в стране увеличилось почти в 48 раз, до 193 объектов. Активный рост здесь подтолкнули развитие коммерческой недвижимости, траты населения на питание вне дома, знакомое меню (европейская кухня) и устоявшееся восприятие пиццерии как кафе.
«Шаурма»
Небольшие объекты общественного питания создали новый сегмент в общественном питании — стритфуд. Он за 17 лет вырос почти в 54 раза, до 270 объектов.
«Суши»
Этот экзотический до определенного времени сегмент развивался за счет «первооткрывателей». Но с развитием рынка ресторанов быстрого обслуживания и приходом иностранных франшиз, созданием инфраструктуры эта кухня выросла с 2019 года почти в три раза, до 119 объектов.
«Курица»
Лицом этой кухни в стране быстро стала сеть KFC, которая, по сути, заняла доминирующее место среди игроков, открыв на рынке 88 объектов.
А что в регионах?
В региональном масштабе малые сети имеют большую долю (32%) по сравнению со средними сетями.
— Наблюдается агрессивная экспансия крупных сетей (в основном работающих под международными франшизами), что значительно сужает возможности развития местных небольших сетей или единичных объектов, — делятся наблюдениями в «Юнитер». — Поскольку емкость спроса в региональных городах значительно уступает Минску, то любой приход международной франшизы выявляет скрытый неудовлетворенный спрос на современные форматы общественного питания.
Фото: Office Life, Envato Elements