«Машин меньше не станет». Как новые правила игры меняют рынок такси в Беларуси
Что больше всего беспокоило таксистов
Начнем с реестра. Многие перевозчики говорили, что процедура включения в него сложная и стоит дорого (100 базовых величин для диспетчерской службы, 2 БВ за каждый автомобиль такси и 1 БВ за каждого водителя). При этом, чтобы попасть в реестр, необходимо выполнить ряд условий. Например, водитель должен пройти обучение, а машина — соответствовать определенным требованиям: нужны плафоны, наклейки, информация о ценах и перевозчике в салоне, видеорегистраторы, таксометры с СКНО и т. д.
— То есть водители перед заявкой на включение в реестр должны будут потратить около 3 тыс. белорусских рублей на приведение транспортного средства к соответствию требованиям, — заявил в интервью Onliner руководитель «Яндекс Go» в СНГ Кирилл Свинцов.
Еще одно опасение, которое часто мелькало в прессе: перевозчикам будет запрещено использовать свои автомобили такси в личных целях даже в нерабочее время, а хранить их придется на охраняемых стоянках. И наконец, всех взволновал запрет на работу водителей такси по гражданско-правовым договорам. Многие посчитали, что это поставит крест на «подработке» в такси и на работе с разными диспетчерскими службами.
Например, в «Яндексе» заявили, что после 1 ноября требованиям законодательства перестанут соответствовать до 70% водителей, работающих с сервисом, или около 25 тыс. человек. В сервисе считают, что они «либо уйдут в тень и начнут работать от борта, либо вовсе уйдут из профессии». Но есть и другие мнения.
Как наполняется реестр перевозчиков?
Наполнение реестра вопреки опасениям скептиков идет достаточно активно. Напомним, до 1 ноября это можно сделать бесплатно. Как сообщили OL в Транспортной инспекции Минтранса Беларуси, менее чем за месяц заявки на включение в него подали более 40 диспетчерских служб. Заявлений от перевозчиков гораздо больше, но с ними, к сожалению, сложнее.
— Поступление заявлений от перевозчиков началось буквально с первого дня формирования реестра. При этом оказалось, что в подавляющем большинстве они не готовы к этому. Проверка поступающих документов показала, что почти 100% перевозчиков в той или иной степени нарушают закон. Прежде всего это касается транспортных средств. Там не было либо внешней оклейки и плафонов, либо информации в салоне о перевозчике, водителе и тарифах, — рассказал первый заместитель начальника Транспортной инспекции Юрий Костюк.
Интересно, что эти требования действуют уже давно, но до сих пор исполняли их в полном объеме не все таксисты. В Транспортной инспекции, впрочем, не стали рубить с плеча и с ходу отказывать перевозчикам во включении в реестр. С ними связываются, объясняют, что нужно исправить, и дают время на устранение нарушений, подсказывают, как ускорить подачу заявлений. В ведомстве даже разработали типовую форму таблички с информацией, которая должна быть размещена в салоне, и инструкцию по внешнему оформлению автомобилей-такси.
— Первый месяц у нас был направлен не столько на количество включений в реестр, сколько на разъяснительную работу и помощь перевозчикам. Отказывали мы только тем, с кем не удалось связаться и кто не шел на контакт по устранению нарушений. Но такие случаи единичны. Сейчас заявления подаются уже более качественные, так как перевозчики в основном разобрались с нормами законодательства, и мы думаем, что за оставшиеся два месяца все, кто хочет работать законно, успеют попасть в реестр, — говорит Юрий Костюк.
В Беларуси в сфере такси работают тысячи перевозчиков. У некоторых из них большие автопарки, достигающие 1,5 тыс. машин. Поэтому они регистрируют их в реестре постепенно. Что касается «Яндекса», то в Транспортной инспекции говорят, что у нас этот сервис будет считаться диспетчером, поскольку других организационных форм на рынке такси белорусское законодательство не предусматривает.
Подрабатывать в такси по-прежнему можно. Хоть и с оговорками
Теперь о других ограничениях. Во-первых, что касается запрета на использование машин такси в личных целях — такого ограничения нет. Просто, чтобы не вводить в заблуждение потенциальных пассажиров, в этом случае потребуется снять с транспортного средства внешние элементы автомобиля-такси.
А вот стоянка для машин организаций и правда должна быть охраняемой. Как пояснили в Транспортной инспекции, это сделано, чтобы разгрузить от машин такси жилую зону, поскольку иногда ими оказываются заставлены целые дворы. Кстати, для таксистов-«ипэшников» таких ограничений нет. После смены они могут хранить автомобиль в любом месте по своему усмотрению.
Точно так же новые требования не препятствуют подработке в службах такси. Законодательство не запрещает делать это на условиях совместительства. Если рабочий график человека по основному месту работы это позволяет, то он может устроиться в штат любого перевозчика — например, на 0,5 или 0,25 ставки, — и «таксовать».
— Более того, разные фирмы смогут включать в реестр одно и то же транспортное средство и одного и того же водителя. То есть один водитель может работать с несколькими перевозчиками, но уже не по гражданским договорам, а в штате. Это позволит в том числе обеспечить социальные гарантии водителей, — поясняет Юрий Костюк.
Все не так страшно, как казалось?
Специалисты говорят, что, конечно, определенные неудобства (и расходы) у участников рынка есть. Например, уже возникли очереди на переподготовку водителей, да и стоит она недешево.
Но в Транспортной инспекции считают, что в целом новые правила игры на рынке такси позволят улучшить условия труда водителей, повысят безопасность и качество обслуживания пассажиров, а также создадут условия для здоровой конкуренции. При этом в ведомстве отметили, что рынок станет более прозрачным, т. к. информацию о наличии сведений о перевозчике в реестре смогут получать как диспетчерские службы, так и пассажиры.
Примерно такой же точки зрения придерживаются и в Ассоциации перевозчиков и диспетчеров такси (АПИД). Там говорят, что количество машин такси на дорогах из-за введения новых требований не уменьшится, потому что, если даже кто-то уйдет с рынка, его место займут другие игроки.
— По нашим сведениям, участники рынка, которые хотят продолжать работать, на сегодняшний день уже подали данные для включения в реестр либо находятся на финальной стадии. Что касается дополнительных расходов, то они не столь значимые, как это может показаться на первый взгляд, потому что требования к оформлению автомобилей и квалификации водителей и так были обязательными в прошлой редакции Правил перевозок пассажиров. Сейчас основные расходы перевозчиков будут связаны только с покупкой видеорегистраторов, а также оборудования для хранения данных, полученных с их использованием, — заявили в АПИД.
Фото: Office Life