«Еще раз напомнить о себе Китаю». Что даст Беларуси вступление в ШОС
Когда появилась ШОС и что это такое
Как постоянно действующая межправительственная международная организация ШОС была создана в 2001 году на базе т. н. «Шанхайской пятерки» (Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан).
Беларусь подавала заявку на вступление в эту организацию в 2005 году, но тогда ей отказали по географическому принципу. Ситуация изменилась спустя пять лет. Китай начал продвигать идею проекта «Новый шелковый путь», который предусматривает создание транспортных коридоров для продвижения китайских товаров, в том числе в Европу. В связи с этим подходы Шанхайской организации сотрудничества к расширению изменились.
Беларусь сначала одобрили в качестве партнера по диалогу ШОС. В 2015 году она получила статус наблюдателя. В 2022-м было подписано решение о начале процедуры вступления Беларуси в члены организации. В итоге Минск присоединился к 40 договорам.
В июле 2024 года Беларусь стала десятым членом ШОС. Она составила компанию Индии, Ирану, Узбекистану, Пакистану и «Шанхайской пятерке».
Наблюдателями в ШОС остаются Афганистан и Монголия. Партнерами по диалогу считаются 14 стран: Азербайджан, Армения, Бахрейн, Египет, Камбоджа, Катар, Кувейт, Мальдивы, Мьянма, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция и Шри-Ланка.
Зачем Беларуси нужна ШОС
Изначально ШОС ставила своей задачей сотрудничество в области безопасности, противодействия экстремизму, сепаратизму и терроризму. Однако в дальнейшем задачи организации расширились на сферы экономики, инвестиций, энергетики, дорожно-транспортной инфраструктуры и др.
По мнению властей, вступление Беларуси в Шанхайскую организацию сотрудничества открывает уникальные возможности по продвижению промышленной продукции. Минпром хочет к 2030 году до 30% всех экспортных поставок организовать в страны дальней дуги. Многие из них являются членами или друзьями ШОС.
Беларусь предложила «шанхайским» партнерам как можно быстрее создать механизм, который позволит перейти на двусторонние платежи в национальных валютах. Другим приоритетом в финансах участников ШОС является создание коллективного финансового института.
Александр Лукашенко считает, что финансовые приоритеты ШОС подкреплены огромным экономическим потенциалом.
— У нас более 40% населения, треть мирового валового внутреннего продукта в долларовом исчислении, а по паритету покупательной способности только в нашей организации находятся два мощнейших лидера — Китай и Российская Федерация, — напомнил он и призвал «не дрожать» перед долларом и сделать определенные шаги, чтобы меньше зависеть от него.
Какие перспективы
Белорусский экономист Анастасия Лузгина считает, что членство Беларуси в ШОС — это пока больше политическая история, которая в перспективе может способствовать усилению экономического сотрудничества.
— Официальный Минск старается использовать разные способы для сближения с представителями восточного вектора. Если с Россией у Беларуси есть Союзное государство, членство в ЕАЭС, то с другими странами нет подобных интеграционных площадок. Тот же Китай уже не так заинтересован в Беларуси, как пять лет назад. Поэтому ШОС — это еще одна возможность напомнить о себе, обсудить проекты, — сказала эксперт в комментарии OL.
Наряду с этим для Беларуси является актуальным создание системы расчетов в национальных валютах, поскольку западные санкции ограничили возможности платежей в долларах и евро. Другое дело, что разговоры о создании альтернативы действующей международной системе платежей идут уже не один год. Но подвижки в этом вопросе небольшие.
В ШОС изучают возможность создания единой системы для взаимных расчетов в национальных валютах, сообщил «Известиям» замгенсека организации Джанеш Кейн.
— Есть множество юридических моментов, которые предстоит преодолеть, но существует необходимость создать цифровую и финансовую инфраструктуру для внедрения такой сложной системы в десяти разных странах, имеющих свои различные системы, — сказал замгенсека ШОС.
Он пояснил, что странам придется не только интегрировать все системы, но и сформулировать правовую основу для такого торгового и инвестиционного регулирования.
— Это в лучшем случае вопрос среднесрочной перспективы, — считает Анастасия Лузгина. — Создаваемая платежная система будет дополнением, но никак не заменителем действующей международной платежной системы. Не в интересах Китая разрывать отношения со своими основными торговыми партнерами — США и Европой. Показательный пример — риск закрытия последнего погранперехода на границе Беларуси и Польши. Хотя через него идет небольшой процент китайского экспорта в ЕС, но это самый короткий путь, он важен для продаж скоропортящейся продукции и товаров, которые нужно доставить быстро, но не очень дорого. В результате Пекин вынес вопрос на уровень политического руководства. С другой стороны, Китай создает свою систему платежей, обсуждает использование криптоактивов. Поэтому потенциально для Беларуси это может стать еще одним из вариантов расчетов.